Памятник монументального искусства «Рабочий и колхозница» является идеалом и символ советской эпохи, признанным эталоном социалистического реализма. Монумент представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперед и поднимают над своими головами серп и молот. Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения - Вера Мухина.
«Рабочий и колхозница» предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны.
После окончания выставки скульптуру перевезли в Москву и установили на десятиметровый постамент у Северного, на тот момент - главного, входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Из-за неаккуратного демонтажа и перевозки каркас и облицовку пришлось значительно изменить, отступив от оригинального проекта. В период с 1938 по 2003 год скульптуру практически не реставрировали, от коррозии и воздействия внешней среды она значительно обветшала.
В 2003-2009 годах выполнили реставрацию скульптуры, установили ее на павильон, повторяющий оригинальный проект Иофана для парижской выставки. В цокольной части открыт Музей Веры Мухиной, пропускной способностью до 5 тысяч человек. После реставрации высота скульптуры составила 24,5 м, высота павильона-постамента - 34,5 м, общий вес каркаса составил 185 тонн, а площадь постамента составила более 8 тысяч квадратных метров.
4 декабря 2009 года В Москве состоялась торжественное открытие монумента «Рабочий и колхозница», которое сопровождалось грандиозным пиротехническим и световым шоу. Затраты на демонтаж, хранение и реставрацию скульптуры составили 2,9 млрд рублей. В церемонии приняли участие мэр Москвы Юрий Лужков, другие руководители города, представители общественности.
28 ноября 2009 года была завершена реставрация памятника «Рабочий и колхозница». Под руководством скульптора Вадима Церковникова был рассчитан и спроектирован новый тройной каркас: он делится на несущий, промежуточный и конструктивный, который связывает оболочку и несущий каркас. После реконструкции вес опоры вырос в 2,5 раза, поскольку в новом проекте заложили нагрузку на ураганный ветер. Масса всего монумента достигла двухсот тонн. Скульптура была установлена на павильон, в общих чертах повторяющий оригинальный проект Иофана. На фасаде установлен оригинальный сохранившийся герб, созданный для выставки 1937-го.
31 декабря 2008 года правительство Москвы объявило конкурс на проведение реставрации памятника «Рабочий и колхозница» с максимальной суммой контракта в 2,395 млрд рублей. Единственным претендентом и победителем конкурса стала компания «СК «Стратегия». Разработку проекта возглавил скульптор Вадим Церковников, изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж проведены на белгородском заводе «Энергомаш». Специалисты ЦНИИПСК имени Мельникова провели проектирование каркаса.
В 2003 году монумент «Рабочий и колхозница» был разобран на фрагменты для реставрации. Реконструкция затягивалась, однако в 2009 году отреставрированные фрагменты были доставлены на строительную площадку у северного входа Выставки достижений народного хозяйства. Монтаж скульптуры осуществлялся в закрытом павильоне, чтобы внутрь конструкции не попадала влага.
25 мая 1937 года в Париже состоялось торжественное открытие Всемирной выставки, под девизом: «Искусство и техника в современной жизни». Участие во всемирной выставке приняли 47 стран. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила ее «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобожденного труда». После завершения выставки советское правительство получило предложение продать монумент Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Однако памятник решили вернуть в СССР.