Царь-колокол - памятник русского литейного искусства XVIII века, отлит по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о ее царствовании. Вершину колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, разработанная французским архитектором Огюстом Монферраном. Высота колокола составляет 6,24 метров, диаметр - 6,6 м; масса 202 тонны.
В реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали - он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную модель.
После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, 26 ноября 1734 года в Успенском соборе провели торжественную службу и получили церковное благословение, после чего начали плавку металла. На работах непосредственно были заняты 83 работника, а в общей сложности над колоколом работали почти 200 человек. Работы растянулись по времени больше, чем на полтора года. Формирование колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Пространство между литейной и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей. Плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах.
В работе сразу начались трудности. В печах уже было 94 тонны меди, позже добавили еще 21 тонну. Олово и медь весом в 33 тонны загрузили в печи 28 ноября 1734 года. Через 43 часа работы обнаружили, что в двух печах подняло поды и медь ушла. Их ремонт «на ходу» едва не привел к пожару и последующей остановке работы. Мастера решили расплавить оставшийся металл в двух печах и добавить 106,5 тонн олова и меди. Для этого с пушечного двора привезли 600 колоколов весом в 27 тонн, 68 тонн пушечной меди и 11 тонн олова.
На следующий день ситуация с печами ухудшилась. Чтобы не допустить утечки меди, расплавленный металл выпустили в запасные печуры и приступили к ремонту печей. Одновременно с этим обнаружилось, что горит машина для подъема кожуха формы колокола. Быстро потушить огонь не удалось, из-за этого пострадала колокольная форма. Ее пришлось разобрать, чтобы проверить состояние и исправить поломки.
Грандиозное изделие было отлито 25 ноября 1735 года. Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме.
В Москве 9 июня 1737 года произошел великий Троицкий пожар, который мог расплавить Царь-колокол до основания. Во время пожара загорелась деревянная постройка над ямой с колоколом, в нее начали падать горящие бревна. Чтобы колокол не пострадал его поливали водой. Во время спасения он упал с особых мостков, стоивших тогда 62 тысячи рублей, дал 10 продольных сквозных трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны.
Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны находился в яме целый век, так как просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. Проект подъема и установки колокола на постаменте разработал архитектор Иван Мироновский. Осуществить его поручили французскому инженеру Огюсту Монферрану. На подготовку ушло полгода. Первый подъем завершился неудачно: из-за тяжести колокола лопнули канаты и сломался один из блоков. Работникам пришлось подложить под колокол бревна и вернуть его на прежнее место.
Второй подъем Царь-колокола начался 23 июня 1836 года и продолжался более 40 минут. Когда колокол подняли, яму накрыли помостом из бревен, поставили полозья на катках и опустили на них колокол. За три дня чудо литейного искусства передвинули и установили на постамент рядом с колокольней Ивана Великого.
Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь можно видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча. Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы.
Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. В нижней части, под изображением императрицы, в медальоне есть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Царь-колокол состоит из меди на 84,51%. Анализ также показал наличие олова и серы. В сплаве есть и благородные металлы: золото 72 кг, серебра 525 кг. По назначению он никогда не использовался.