Белый Андрей
Бугаев Борис Николаевич

Российский писатель. Поэт. Критик. Мемуарист. Один из ведущих деятелей и теоретиков русского символизма. Яркий представитель русского модернизма конца XIX - начала XX века. Один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом.


Борис Бугаев родился 26 октября 1880 года в городе Москва. Воспитывался в интеллигентной семье коренных москвичей, в атмосфере двух противоборствующих стихий: математики и музыки, что позже удивительным образом отразилось в его поэзии. Мама, Александра Егорова ввела сына в мир музыки и привила любовь к произведениям гениальных композиторов России и Европы. Отец, Николай Бугаев являлся известным математиком и работал деканом Московского государственного университета. Ученый предвосхитил многие идеи «космистов» и Константина Циолковского, основал математическую школу.

В 1891 году Борис стал учеником частной гимназии Льва Поливанова, где учился до 1899 года. В гимназии увлекся буддистской религией и тайнами оккультизма. Из литераторов и философов его интерес привлекло творчество Федора Достоевского, Генрика Ибсена и Фридриха Ницше. Эталонами поэзии для юноши стали стихи Константина Бальмонта, Валерия Брюсова и Дмитрия Мережковского. В стенах мужской гимназии на Пречистенке подружился с Сергеем Соловьевым. Творческий псевдоним «Андрей Белый» появился благодаря отцу Сергея: дом Соловьевых стал вторым родным домом для литератора. Именно брат Сергея, философ Владимир Соловьев оказал влияние на формирование мировосприятия Андрея Белого.

После окончания Поливановской гимназии Андрей Белый стал студентом физико-математического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, где преподавал отец. После его окончания в 1904 году вторично стал студентом университета и взялся изучать историю и филологию. Однако, через два года покинул вуз и уехал в Европу.

Являясь студентом Белый опубликовал первое произведение: «Симфония. Вторая драматическая», которая продемонстрировала ценителям поэзии рождение жанра литературной «симфонии», создателем которого по праву считается Андрей Белый. В начале 1900-х годов свет увидели «Северная симфония. Первая героическая», «Возврат» и «Кубок метелей». Названные поэтические сочинения: удивительный синтез слова и музыки, их называют ритмической прозой.

В начале XIX века Андрей Белый познакомился с московскими символистами, которые группировались вокруг издательств «Гриф» и «Скорпион». Затем попал под влияние петербургских поэтов и писателей Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, издателей журнала «Новый путь», написав несколько философских статей. В это же время Белый заочно сошелся с Александром Блоком, а также, с единомышленниками организовал кружок «аргонавтов». В 1904 году издал первый поэтический сборник «Золото в лазури».

В начале 1905 года Андрей приехал к Мережковскому и Гиппиус в Петербург и увидел первые революционные события, которые воспринял восторженно, но остался в стороне от происходящего. В 1906 году писатель находился в немецком Мюнхене, потом в течении года проживал в Париже. В 1907 году Белый вернулся в Москву, где работал в журнале «Весы» и сотрудничал с изданием «Золотое руно».

В конце первого десятилетия 1900-х литератор подарил поклонникам сборники стихов «Пепел» и «Урна». В первый вошло стихотворение «Русь». Следующее десятилетие ознаменовалось выходом романов «Серебряный голубь» и «Петербург». В 1916 году творческая биография Андрея Белого обогатилась новым романом «Котик Летаев». Грянувшую Первую мировую войну писатель воспринял, как трагедию России. Летом того же года литератора призвали на военную службу, но в сентябре дали отсрочку. Белый жил то в Подмосковье, то в Царском Селе под Петербургом.

В февральской революции 1917 года Белый увидел спасение, отобразив видение происходящего в поэме «Христос воскрес» и сборнике стихов «Звезда». После окончания революции трудился в советских учреждениях. Являлся лектором и преподавателем, вел занятия с начинающими литераторами в «Пролеткульте», стал издателем журнала «Записки мечтателя».

Разочарование действиями новой власти подтолкнуло Андрея Белого к эмиграции. В 1921 году писатель и философ уехал в Берлин, где жил и работал три года. В конце 1923 года вернулся на родину и жил в России до последних дней.

Прозаик написал романы «Московский чудак», «Москва под ударом» и «Маски», издал мемуары о Блоке и трилогию о революционных событиях «Между двух революций». Контакт с властью Андрей Белый не наладил до конца жизни, из-за чего творчество ярчайшего представителя символистов и «серебряного века» оценили по достоинству лишь в конце ХХ века.

Андрей Белый скончался 8 января 1934 года от инсульта, полученного в результате солнечного удара. Похоронили поэта на московском Новодевичьем кладбище.

Творчество Андрея Белого

Творчество Андрея Белого

Романы

«Серебряный голубь. Повесть в 7-ми главах» (М.: Скорпион, 1910; тираж 1000 экз.); изд. Пашуканиса, 1917; изд. «Эпоха», 1922.

«Петербург» (в 1-м и 2-м сб. «Сирин» (СПб., 1913; тираж - по 8100 экз.), окончание в 3-м сб.

«Сирин» (СПб., 1914; тираж 8100 экз.; отдельное издание Пг., 1916; тираж 6000 экз.; переработанная в 1922 версия - ч. 1, 2. М.: Никитинские субботники, 1928; тираж 5000 экз.); Берлин, «Эпоха», 1923.

«Котик Летаев» (1915; изд. - Пг.: Эпоха, 1922; тираж 5000 экз.).

«Крещеный китаец» (как «Преступление Николая Летаева» в 4-м вып. альм. «Записки мечтателей» (1921); отд. изд., М.: Никитинские субботники, 1927; тираж 5000 экз.).

«Московский чудак» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. - М.: Никитинские субботники, 1927.

«Москва под ударом» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. - М.: Никитинские субботники, 1927.

«Маски. Роман» (М.; Л.: ГИХЛ; 1932; тираж 5000 экз.), вышли в свет в январе 1933.

Поэзия

«Золото в лазури» (М.: Скорпион, 1904), сборник стихов.
«Пепел. Стихи» (СПб.: Шиповник, 1909; тираж 1000 экз.; изд. 2-е, перер. - М.: Никитинские субботники, 1929; тираж 3000 экз.).
«Урна. Стихотворения» (М.: Гриф, 1909; тираж 1200 экз.).
«Христос воскрес. Поэма» (Пб.: Алконост, 1918; тираж 3000 экз.), вышла в апреле 1919.
«Первое свидание. Поэма» (1918; отд. изд. - Пб.: Алконост, 1921; тираж 3000 экз.; Берлин, «Слово», 1922).
«Звезда. Новые стихи» (М.: Альциона, 1919; П., ГИЗ, 1922).
«Королевна и рыцари. Сказки» (Пб.: Алконост, 1919).
«Звезда. Новые стихи» (Пб.: Государственное изд-во, 1922; тираж 5000 экз.).
«После Разлуки», Берлин, «Эпоха», 1922.
«Глоссолалия. Поэма о звуке» (Берлин: Эпоха, 1922).
«Стихи о России» (Берлин: Эпоха, 1922).
Стихотворения (Берлин, изд. Гржебина, 1923).

Документальная проза

«Путевые заметки» (2 тома) (1911)
«Офейра. Путевые заметки, ч. 1». (М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1921; тираж 3000 экз.).
«Путевые заметки, т. 1. Сицилия и Тунис» (М.; Берлин: Геликон, 1922).
«Воспоминания о Блоке» (Эпопея. Литературный ежемесячник под ред. А.Белого. М.; Берлин: Геликон. № 1 - апрель, № 2 - сентябрь, № 3 - декабрь; № 4 - июнь 1923).
«На рубеже двух столетий» (М.; Л.: Земля и фабрика, 1930; тираж 5000 экз.).
«Начало века» (М.; Л.: ГИХЛ, 1933; тираж 5000 экз.).
«Между двух революций» (Л., 1935).

Статьи

«Символизм. Книга статей» (М.: Мусагет, 1910; тираж 1000 экз.)
«Луг зеленый. Книга статей» (М.: Альциона, 1910; тираж 1200 экз.)
«Арабески. Книга статей» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.)
«Трагедия творчества». М., «Мусагет», 1911
«Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1915)
«Революция и культура» (М.: Изд-во Г. А Лемана и С. И. Сахарова, 1917), брошюра
«Ритм и смысл» (1917)
«О ритмическом жесте» (1917)
«На перевале. I. Кризис жизни» (Пб.: Алконост, 1918)
«На перевале. II. Кризис мысли» (Пб.: Алконост, 1918), вышла в январе 1919
«На перевале. III. Кризис культуры» (Пб.: Алконост, 1920)
«Сирин ученого варварства». Берлин, «Скифы», 1922
«О смысле познания» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
«Поэзия слова» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
«Ветер с Кавказа. Впечатления» (М.: Федерация, Круг, 1928; тираж 4000 экз.).
«Ритм как диалектика и Медный всадник. Исследование» (М.: Федерация, 1929; тираж 3000 экз.)
«Мастерство Гоголя. Исследование» (М.-Л.: ГИХЛ, 1934; тираж 5000 экз.), вышло посмертно в апреле 1934

Разное

«Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.), брошюра
«Симфонии»
Северная симфония (героическая) (1900; издано - М.: Скорпион, 1904)
Симфония (драматическая) (М.: Скорпион, 1902)
Возврат. III симфония (М.: Гриф, 1905. Берлин, «Огоньки», 1922)
Кубок метелей. Четвертая симфония (М.: Скорпион, 1908; тираж 1000 экз.).
«Одна из обителей царства теней» (Л.: Государственное изд-во, 1924; тираж 5000 экз.), очерк

Издания

Андрей Белый. Петербург. - Типография М. М. Стасюлевича, 1916.
Андрей Белый. На перевале. - Алконост, 1918.
Андрей Белый. Одна из обителей царства теней. - Л.: Ленинградский Гублит, 1925.
Андрей Белый. Петербург. - М.: «Художественная литература, 1978.
Андрей Белый. Избранная проза. - М.: Сов. Россия, 1988. 
Андрей Белый. Москва / Сост., вступ. ст. и примеч. С. И. Тиминой. - М.: Сов. Россия, 1990. - 768 с. - 300 000 экз. 
Андрей Белый. Крещеный китаец. - «Панорама», 1988.
Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
Андрей Белый. Собрание сочинений в 6 томах. - М.: Терра - Книжный клуб, 2003-2005.
Андрей Белый. Мастерство Гоголя. Исследование. - Книжный Клуб Книговек, 2011.
Белый А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Т. Ю. Хмельницкой; Подгот. текста и примеч. Н. Б. Банк и Н. Г. Захаренко. - 2-е издание. - М., Л.: Сов. писатель, 1966. - 656 с. - (Библиотека поэта. Большая серия.). - 25 000 экз.
Белый А. Петербург / Издание подготовил Л. К. Долгополов; Отв. ред. акад. Д. С. Лихачев. - М.: Наука, 1981. - 696 с. - (Литературные памятники).
Андрей Белый. Начало века. - М., В/О Союзтеатр, 1990. - 528 с., 100 000 экз.
Белый А. Симфонии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А. В. Лаврова. - Л.: Худож. лит., 1990. - 528 с. 

Память об Андрее Белом

Память об Андрее Белом

Учреждена Премия Андрея Белого

Доска на доме по ул. Арбат, 55, где родился и вырос Андрей Белый

Ряд авторитетных исследователей и литературных критиков уверяют, что без изучения творческого наследия Андрея Белого нельзя оценить эстетический феномен поэзии конца XIX - начала XX веков. Поэтому современники, интересующиеся российской поэзией, непременно знакомятся с творчеством теоретика символизма и антропософа-мистику.

Семья Андрея Белого

Семья Андрея Белого

Мучительные отношения с женой Блока: Любовью Менделеевой вдохновили Андрея Белого на создание романа «Петербург». Любовники встречались на съемной квартире, но в конце-концов Менделеева предпочла мужа, о чем объявила Белому, потребовав не приходить в их дом. Отчаянье подтолкнуло поэта к отъезду за границу.

Возвратившись из Европы в Россию весной 1909 года, Андрей Белый познакомился с Анной Тургеневой, племянницей классика. Зимой 1910 года возлюбленная сопровождала литератора в путешествии. Пара объездила Северную Африку и Ближний Восток. Весной 1914 года в Берне Белый и Тургенева поженились, но спустя 2 года писатель вернулся на родину. Через 5 лет он приехал в Германию к жене, но отношения иссякли. Последовал развод.

Осенью 1923 года Андрей Белый встретил женщину, с которой прожил остаток жизни. Клавдия Васильева, или Клодя, как называл любимую Андрей Белый, летом 1931 года ответила согласием на предложение руки и сердца.

25.09.2020
Связанные новости и события
  • 08.01.2024
    08 января 2024
    День памяти Андрея Белого
    Борис Николаевич Бугаев - российский писатель и критик. Один из ведущих деятелей и теоретиков русского символизма. Яркий представитель русского модернизма конца XIX - начала XX века. Писал под псевдонимом «Андрей Белый». Автор романов «Московский чудак», «Москва под ударом» и «Маски», мемуары о Блоке и трилогии «Между двух революций».
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.