Одному из самых уважаемых в музейном мире деятелей 20 марта 2017 года исполнилось 95 лет. Более полувека Антонова Ирина возглавляла Музей изобразительных искусств имени Пушкина, сейчас является его президентом.
Глава государства не остался в стороне. Владимир Путин поздравил с юбилеем президента Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирину Антонову: «Многогранная подвижническая деятельность, вся Ваша жизнь крепкими творческими узами связаны со знаменитым Пушкинским музеем, с сохранением нашего бесценного исторического, культурного, духовного наследия. За годы преданного служения профессии Вы многое сделали для того, чтобы музей стал одним из наиболее известных в мире центров искусства, образования и просвещения».
Всегда собранная, в костюме английского покроя, обаятельная в своей строгости, завораживающе красноречивая. Ирина Антонова в свои 95 остается иконой стиля и примером для подражания. Все самые влиятельные арт-менеджеры России - ее ученики.
«Ирина Александровна всегда за временем не просто успевала, она его опережала! Это удивительная способность, потому что многие имеют свойство в своем времени застревать. Вот, наверное, этому она меня научила. А еще она меня научила ходить на высоких каблуках! Потому что это позволяет держать спину, это очень правильно», - говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Ею восхищались Марк Шагал и Святослав Рихтер. Франко Дзеффирелли предлагал выйти за него замуж, а Джереми Айронс катал на мотоцикле. Доктор искусствоведения, академик, одна из четырех женщин России, наряду с Майей Плисецкой, Галиной Волчек и Галиной Вишневской - полных кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством».
Антонова 72 года работает в Музее имени Пушкина. Пришла в 1945 году, после службы в госпитале медсестрой. Помнит, как за месяц до Победы очищала шедевры от снега - стеклянную крышу музея разрушило бомбежкой. Потом помогала разместить «Сикстинскую мадонну» - картину Рафаэля из Дрезденской галереи фашисты спрятали в заброшенной шахте, ее спасли советские солдаты, а музейные работники отреставрировали.
В 1961 году старшему научному сотруднику Ирине Антоновой предложили стать директором. Ей было всего 39, но коллектив не сомневался - она самый достойный кандидат. «Она умелый популяризатор, у нее всегда все очень доступно, аргументированно, она очень интересно рассказывает», - говорит заведующая отделом личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Автономова и показывает редчайшие экспонаты.
Это стало традицией Пушкинского эпохи Антоновой. Собственное собрание музея не так богато, как коллекция Эрмитажа или Третьяковской галереи. ГМИИ прославился на весь мир именно благодаря громким выставкам: 1974 год - визит «Джоконды» Леонардо да Винчи. Чтобы привезти ее, понадобилось оплатить многомилионную страховку, и советское руководство пошло на это, благодаря настойчивости Ирины Александровны. В итоге люди ночами стояли в очереди на Волхонке, чтобы ровно 15 секунд созерцать улыбку Моны Лизы.
«Благодаря таким директорам, таким людям, как Ирина Александровна, и мы можем делать что-то, и к нам появляется доверие - к Русскому музею. Я благодарен ей за хорошую школу!» - признается генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
В юности Ирина Александровна мечтала стать цирковой наездницей. Говорит: нравится работа на пределе возможностей. Этого принципа придерживалась и в руководстве музеем. Делала то, на что другие не решались. В застойном 1981 году первой показала советским гражданам полотна буржуазных художников - Леже и Матисса. И запрещенных Малевича, Филонова, Кандинского на выставке «Париж-Москва».
«Это, в общем, мужественный поступок мужественного человека. Потому что, когда существуют в обществе идеологические препоны, идеологические границы, очень трудно их разрушать. И самое главное, за этим стояло одно - любовь к тем памятникам, уважение к памятникам и понимание роли и значения тех памятников в истории культуры и искусства», - считает декан Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Иван Тучков.
Только благодаря авторитету Ирины Антоновой в Москве впервые смогли оказаться шедевры Тициана и Караваджо. А еще «Олимпия» Эдуарда Манэ, которую показывали в ГМИИ год назад. Музей Орсэ она покинула впервые за 150 лет.
«Когда директор парижского музея Орсэ принимал госпожу Антонову, он публично сказал ей: «Я восхищаюсь вами, я дам вам любую картину, какую ни попросите!» Она сказала: «Хорошо. Тогда дайте нам «Олимпию» Эдуарда Мане». Тому пришлось сказать: «Хорошо. Но я спрошу у президента Французской республики». Как вы знаете, он разрешил», - рассказывает профессор Парижского университета Сорбонна (Франция) Франсуа Сен-Шерон.
Но не только громкие выставки - Ирина Антонова заслужила благодарность и малыми делами». В 1970 годы свой резолюцией фактически спасла архив мецената Сергея Щукина - после смерти его племянницы бесценные письма и фотографии собирались сдать на макулатуру. «Эта резолюция гласит: «Очень важная и нужна для музея работа». Архив был куплен, и мы гордимся этой коллекцией», - говорит старший научный сотрудник отдела рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Александрова.
Спустя 52 года, она уступила должность директора Марине Лошак - преемницу выбирала лично. Но и сейчас без одобрения Ирины Антоновой в ГМИИ не решаются даже стены красить. Свой юбилей теперь уже президент Музея имени Пушкина хочет встретить, как и положено ученому, научной конференцией.