В Москве на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» 24 ноября 2017 года открывается выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». В проекте собраны работы, демонстрирующие разные грани творчества великого мастера, в том числе и те, что не совсем укладываются в уже укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях одного из знаковых художников прошлого столетия. Выставка продлится до 25 февраля 2018 года. Двери для гостей будут открыты ежедневно с 11:00 до 22:00.
Выставочный проект «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» в павильоне «Рабочий и колхозница» посвящен реформатору искусства XX века, создателю супрематизма Казимиру Севериновичу Малевичу (1879–1935). Куратор выставки - один из ведущих исследователей русского авангарда, доктор искусствоведения Александра Шатских - автор трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.
Выставка сопровождается обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции иллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывают новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.
На выставке будут представлены работы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Московского музея современного искусства, Нижегородского государственного художественного музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Самарского областного художественного музея, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Тульского областного художественного музея, коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Sepherot Foundation и других.
Начало творческого пути Малевича - 1900-е годы - ярко характеризует натурный этюд из коллекции Sepherot Foundation «Дом с верандой» 1906 года с фрагментом картины на обороте, дающим представление о самой ранней (не сохранившейся) живописи художника.
Нечастые гости в Москве - произведения из региональных музеев, которые художник целенаправленно продавал в Госфонд как свои лучшие работы: «Косарь» (1912) из Нижегородского государственного художественного музея, «Четыре квадрата» (1915) из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, «Супрематизм» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, а также картина «Жизнь в большой гостинице» (1913) из Самарского областного художественного музея, атрибуция которой десять лет назад стала настоящим детективным расследованием.
Также выставка представит уникальную возможность познакомиться с живописью Малевича из российских и зарубежных частных собраний, включая коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро («Три фигуры в поле», 1928–1930), Инге и Филипа ван ден Хурк («Портрет Елизаветы Яковлевой», 1932) и Sepherot Foundation («Супрематизм. Прямоугольник и круг», 1915). Одним из открытий выставки станет известный до сих пор лишь специалистам «Зимний пейзаж» (1929) из частного собрания.
Кроме того, на выставке покажут малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра» и «патриотический лубок» - литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны (тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский). Посетители выставки смогут увидеть и совсем необычного Малевича - автора флакона одеколона «Северный», выполненного для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.
Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника, включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882–1962). Таким образом, исследователи и широкая публика смогут по-новому и более объемно увидеть личность русского авангардиста, а также понять контекст эпохи, в которой он жил и творил.