В Московском международном Доме музыки, 5 апреля 2019 года состоялась церемония открытия нового зала с уникальной системой управления звуком. На мероприятии присутствовали мэр Москвы Сергей Собянин и народный артист СССР Владимир Спиваков.
По словам Сергея Собянина Дом музыки и Москва получили новое культурное пространство мирового уровня. Его можно использовать и для репетиций, и для проведения концертов, и для записи, и для трансляции концертов в интернете. Владимир Спиваков поблагодарил мэра за помощь в реконструкции. После этого градоначальнику был дан концерт, для демонстрации возможностей зала. Под руководством дирижера оркестр сыграл отрывки из балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, чтобы продемонстрировать акустические возможности нового зала.
Зал создан путем перепланировки помещений первого этажа в блоке А, которые ранее использовались для хозяйственно-складских нужд. Ремонтные работы заняли около двух лет. Помещение размером 20х24 метра и высотой девять метров имеет прямоугольно-ломаную форму. Его общая площадь составляет 978,8 квадратного метра. Из них 747 метров занимает непосредственно сценическое пространство, а остальное выделено под вспомогательные помещения - фойе, гардероб, комнаты для хранения инструментов и аппаратную.
Главное назначение нового зала - проведение репетиций инструментальных, вокальных и театральных коллективов всех форматов - от камерного до большого. Одновременно на сцену могут выйти до 120 музыкантов и 80 хористов. Также зал можно использовать для концертов с небольшим числом зрителей, профессиональной звукозаписи, проведения трансляций концертов по радио и в сети Интернете, а также для организации театральных постановок, конференций, показов, лекций и других музыкально-просветительских мероприятий.
В проект зала включены самые современные и инновационные технологические решения: трансформируемая сцена, постановочное освещение, изменяемая акустика, многоканальная система звукоусиления, видеопроекционное и звукозаписывающее оборудование последнего поколения. Установлена цифровая система активного управления звуковым полем, позволяющая создать оптимальные акустические параметры для любого коллектива и произведения.
С помощью системы зала можно оптимизировать время реверберации, скорректировать акустические недостатки звукового поля, изменять акустику зала, подстраивая ее под жанр конкретного произведения, быстро менять акустические параметры звукового поля для каждого произведения в паузах между композициями, а также создавать условия для качественной записи симфонической и современной акустической музыки в stereo, surround sound и других форматах.
Чтобы музыкальные коллективы могли добиться идеального ансамбля и интонации, в зале также установлен комплекс электроакустической коррекции звука. Механические подъемники позволяют менять высоту и геометрию сцены. Под потолком установлена универсальная технологическая решетка для крепления оборудования. Она позволяет оперативно менять схему расположения акустического, светового и другого оборудования под конкретное мероприятие.
Система видеопроекции позволяет не только создавать художественно-постановочное оформление концертов и спектаклей, но и осуществлять показы кинофильмов и прямые трансляции мероприятий в Интернете. Проекторы и экран, размером семь на девять метров создают предельно реалистичное изображение. А камеры технологического телевидения оснащены системой дистанционного управления.
Московский международный Дом музыки построен по инициативе выдающегося музыканта и общественного деятеля Владимира Спивакова. Здание со скрипичным ключом на крыше возведено на Космодамианской набережной Москвы-реки. Открылся Дом музыки в 2002 году и стал первым и единственным в России центром исполнительских искусств.
Ранее в Доме музыки был всего один репетиционный зал, который по очереди использовали Национальный филармонический оркестр России, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и симфонический оркестр Москвы «Русская Филармония». Появление еще одного зала существенно улучшит условия для творческой деятельности музыкальных коллективов.