Торжественное открытие памятника великому писателю Николаю Гоголю прошло 8 мая 1909 года при чрезвычайно большом скоплении публики и было приурочено к столетию со дня рождения писателя. Гоголевский юбилей в 1909 году в Москве отмечался с большим размахом и принял масштабы общенационального праздника: только программа мероприятий, непосредственно связанных с открытием памятника, занимала три дня. Закладка памятника была 27 мая 1907 года.
На своем первоначальном месте, Пречистенском бульваре, памятник простоял 42 года. В 1951 году его перенесли на территорию Донского монастыря, а в 1959 году памятник установили во дворе бывшей усадьбы графа Александра Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Гоголь провел последние четыре года жизни.
Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в свое творчество, опустошенным до отчаяния. Перед зрителем предстает писатель, глубоко погруженный в скорбные размышления. Скульптор подчеркнул его подавленное состояние согбенной позой, опущенной линией плеч, наклоном головы, складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело.
Скульптура решена в импрессионистическом ключе, что было характерно для творчества Николая Андреева тех лет. Скульптор в большей мере увлечен игрой света и тени, линиями, выявляет скорее живописность, нежели монументальность форм. Пластика форм подана в расчлененных объемах, единым массивом, что только усиливает эмоциональное впечатление.
Пьедестал памятника обрамлен бронзовыми барельефами превосходной работы, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мертвых душ» и других. Барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощенным образом самого писателя.
В этом памятнике определились новаторские находки, интересные в художественном отношении, в плане техники исполнения и проработки пластических форм. Но наиболее радикальным явлением для монументального искусства того времени стала сама идея «скорбящего» Гоголя. Эта идея вызвала множество споров сразу же после открытия памятника.