Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года на Украине в городе Харьков. Его отец кадровый военный. В 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта. Затем, в 1961-1964 годах в Московском физико-техническом институте, в 1967 году окончил Московский химико-технологический институт. В 1967-1970 годах работал инженером.
Учеба во ВГИКе у Абдарашитова пришлась на 1970-1974 годы. Всего лишь год, до смерти мастера, он учился у Михаила Ильича Ромма. В 1974 году стал режиссером киностудии «Мосфильм».
Первая студенческая работа Абдрашитова, немой, шестиминутный, документальный этюд «Репортаж с асфальта» удостоился высокой оценки Ромма, который включил его в свой фильм «Мир сегодня». В этой миниатюре город, рассмотренный и запечатленный скрытой камерой, представляется моделью жизни; каток социума противостоит человеческой индивидуальности. Эта зарисовка содержит зерна многих ведущих тем и проблем, предзвучие интонаций, почерк режиссуры Вадима Абдрашитова.
Ранее режиссер снимал кино только по сценариям Александра Миндадзе. Преимущество долгого и постоянного союза - полнота взаимопонимания и взаимодействия. Работали они, сдваивая усилия в поиске новой драматургии фильма. Фильм «Остановился поезд» (1982) в своем нравственно-публицистическом пространстве сфокусировал энергию критического самопознания общества.
«Охота на лис», снятый двумя годами раньше, стал одним из самых противоречивых фильмов режиссера одновременно. По материалу, типу героя, фактуре жизни - он насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической - тотально антисоветский.
У Абдрашитова особый слух на жизненные реалии и на то, как в них пробиваются иррациональные начала и концы. Уже в фильмах «Охота на лис» и «Остановился поезд» ощущалось некое иное измерение реальности. В фильме «Парад планет» иррациональное сгущается в фантастическое. Герои, оставаясь такими живыми, социально конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов. Этот фильм открыл новый этап в творчестве Абдрашитова, который составили три фильма: «Парад планет», «Плюмбум», «Слуга».
Герои этих фильмов - социальные типы и даже социальные силы, персонифицированные в нечеловеческих, адских фигурах. Роман Чутко обычный советский школьник, но он же Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма - «Плюмбум, или опасная игра» — задавало двойственность восприятия. В «Слуге» реальное полностью растворялось в фантасмогорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин и Слуга, может быть бывшие секретарь обкома и его персональный шофер. Не их прошлое, а вечное интересует авторов.
Высокие точки наблюдения за происходящим, за людьми в кадре, впервые появившись в «Параде планет», доминируют в «Слуге». Социальное превращающееся в инфернальное есть признак распада и конца. На эпоху краха, погружения в историю шестой части мира под названием СССР, пришлась работа над фильмом «Армавир». Самой дорогостоящей и впечатляющей сценой картины стало крушение корабля, стремительно ушедшего на дно. «Армавир» был первым двухсерийным, непривычно долго снимавшимся фильмом Абдрашитова. Когда он дошел до экрана, в 1992 году в зрительном зале сидели люди, пережившие крушение страны. К ним был обращен мучительно добытый итог «Армавира»: спасение в памяти людей.
Следующий фильм «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 году. Это странная история встречи осужденного и его судьи. Ныне первый - преуспевающий бизнесмен, новый хозяин жизни; второй - потерял прежнюю работу и положение в обществе, работает проводником поезда. Происходит обмен социальными ролями и бывшая жертва берет на себя обязанности палача. Но в конце концов план мести проваливается: каждый шаг по его осуществлению палача делает все более грешным и несчастным, а жертву - более счастливой. Авторами фильма выхвачено из массового подсознания, экранизированно настроение дня - жажда мести прошлому и настоящему, всем и всему. Суицидный пир, который устраивает себе отчаявшийся палач - сцена-метафора, сцена-приговор мести себе, как системе отношений к жизни, к окружающим людям.
Эти два фильма 1990-х годов относятся к переходному периоду, к кризисному состоянию Абдрашитова. Несмотря на невероятные производственные сложности, в конце 1997 года выходит фильм «Время танцора». И ключевое слово в названии, как пароль, собирающий своих, как доказательство того, что они спасительно «впали» в наше новое, в свое время.
Вадим Юсупович является почётным членом РАХ, а также действительным членом Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России, член жюри премии «Триумф». Председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм, профессор ВГИКа, руководитель творческой мастерской; председатель жюри V МКФ «Послание к Человеку» (1995), преподаватель ВКСР.
В августе 2014 года в рамках международного фестиваля «Край света» Вадим Абдрашитов в качестве почетного гостя и члена жюри посетил Сахалин.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11.03.2006).
Приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (1975), Главный приз кинофестиваля ВГИКа - за фильм «Остановите Потапова!» (1973).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премия Ленинского Комсомола (1979) - за фильм «Слово для защиты» (1976).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) - за фильм «Остановился поезд» (1982).
Главный приз кинофестиваля в Авеллино и специальный приз фестиваля в Сан-Ремо (1984) - за фильм «Парад планет».
Золотая медаль Венецианского кинофестиваля (1987) - за фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986).
Государственная премия СССР (1991), премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля 1989 года - за фильм «Слуга» (1988).
Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира».
Приз за лучшую режиссуру на I-ом международном кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке за фильм «Магнитные бури» (2003).
Приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок» (2003).
Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» - за фильм «Магнитные бури» (2004).
Премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» - за фильм «Магнитные бури» (2004).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года.
Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры за художественный фильм «Магнитные бури».
Специальный приз Совета Академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего (2013).