Ирина Алферова родилась 13 марта 1951 года в городе Новосибирск. Родители её - Иван Кузьмич Алфёров и Ксения Архиповна Алфёрова - прошли Великую Отечественную войну и, выучившись потом, оба стали юристами-адвокатами.
Училась в средней школе № 29 на ул. Октябрьская, 89а. Окончила среднюю школу № 170 на ул. В старших классах Ирина Алфёрова с удовольствием бежала после уроков в театральную студию, которая была создана при Доме учёных новосибирского академгородка. Она выходила на сцену вместе со студентами и научными сотрудниками. Здесь Алфёрова не только сделала первые шаги в профессии, но и перечитала множество запрещённых книг, среди которых сочинения Ахматовой и Гумилёва. Студия была настоящим средоточием интеллигенции Новосибирска.
По совету главного режиссёра студии Ирина Алфёрова отправилась поступать в Москву, в ГИТИС. Её выбор одобрила мама. Она и сопровождала дочь в столицу. Поступить в институт ей не составило огромного труда. Гораздо больших усилий требовала сама учеба. Алферова Ирина едва не была отчислена за профессиональную непригодность еще на первом курсе института. Молоденькой студентке порой было очень трудно играть на сцене то, чего в жизни не испытывала.
Творческая биография Ирины Алфёровой началась в 1972 году, когда начинающей актрисе вручили диплом. Если в самом начале учёбы Ирине было невероятно тяжело проявить своё творческое начало, то на последних курсах Алфёрова оказалась на хорошем счету. Ей предложили работу сразу в нескольких столичных театрах.
Но поступившее от режиссёра Василия Ордынского предложение сыграть Дашу в эпопее «Хождение по мукам» на долгих 5 лет приостановило выход Алфёровой на театральные подмостки. Режиссёр поставил условие: или кино, или театр. Образ Даши, как и сам фильм, настолько увлёк молодую актрису, что она согласилась с поставленным условием.
После выхода картины Алфёрова в один миг превратилась в известную артистку. Многие критики и сегодня утверждают, что роль в этой замечательной ленте – одна из лучших в фильмографии Ирины Ивановны.
После окончания работы в кинопроекте Ирина Алфёрова отправилась в театр. Её пригласили в знаменитый «Ленком». Но эти подмостки, увы, не принесли артистке ожидаемого успеха. Марк Захаров по какой-то неведомой причине долгие годы давал Алфёровой лишь, как она говорит, роли в «последней линии кордебалета».
Гораздо лучше обстояли дела в кинематографе. По настоятельной просьбе руководства «Госкино» Георгий Юнгвальд-Хилькевич взял Алфёрову на роль Констанции в свой фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра», хотя планировал снимать Евгению Смирнову.
Ослушаться высокое начальство режиссёр не посмел, но «попортить кровь» нежеланной артистке сумел. У Ирины Алфёровой остались плохие воспоминания и горький осадок от работы в этом всеми любимом фильме. Тем не менее, роль возлюбленной Д’Артаньяна превратила Ирину Алфёрову в настоящую звезду советского кино.
Укрепиться в этом статусе артистка смогла после выхода картин, по праву занявших своё место в золотом фонде отечественного кинематографа, «С любимыми не расставайтесь» и «Предчувствие любви», где появилась с Александром Абдуловым.
Потом были замечательные фильмы «Василий Буслаев», «ТАСС уполномочен заявить…» и «Ночные забавы». Героини Ирины Ивановны бесконечно женственные и нежные, но при этом цельные, искренние и сильные. Зрители и сегодня с удовольствием смотрят мелодраму «Снегурочку вызывали?» и замечательную историческую ленту «Ермак», где ключевых героинь сыграла Алфёрова.
После немалого перерыва артистка снова появилась на экранах в украинском сериале «Потерянный рай» и российско-французском проекте «Лиса Алиса», где ей отвели роль французского дипломата.
Любимая миллионами голубоглазая актриса и сегодня продолжает свой творческий путь. Большее время она отдаёт театру. Иногда появляется на сцене «Ленкома», но чаще играет в «Школе современной пьесы» – репертуарном театре, в котором чувствует себя, как дома.