Андрей Рублев

Русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. Автор всемирно знаменитой иконы «Троица». Его работы стали обязательными образцами для подражания.


Андрей Рублев родился предположительно в 1350 году. Биографические сведения художнике крайне скудны, но его произведения принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего понимание духовной красоты и нравственной силы человека.

Живописец Рублев является почитаемым мастером московской школы иконописи. Андрей: монашеское имя; мирское имя неизвестно. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублев». И хотя по мнению экспертов икона поздняя и подпись явно поддельная, это является косвенным свидетельством того, что отца художника звали Иваном.

Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.

Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая «начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Упоминаемый здесь Даниил - коллега Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах. Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, являлся кафедральным собором митрополита.

Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовом поле духовной и культурной традиции Руси эпохи национальной независимости. От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.

В 1768-1775 годах обветшавший иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи в Ивановской области. Сведения о позднейшей судьбе иконостаса побудили Центральные государственные реставрационные мастерские организовать особую экспедицию, которая в 1919-1922 годах вывезла сохранившиеся памятники. После реставрации эти иконы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Иконостас Успенского собора включал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов. В соответствии с размером собора иконостас его, один из самых больших дошедших до нас. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 м. Состав и композиция древнерусского развитого иконостаса сложились на московской почве на рубеже XIV-XV веков, и в этом видится определенная заслуга Феофана Грека и русских мастеров, к кругу которых принадлежал Андрей Рублев.

Владимирский деисус: стилистически цельный ансамбль единого эпически торжественного ритма, прекрасно соотнесенный с масштабом интерьера и композиционным строем фресковых изображений. Колористическое решение деисуса гармонически ясное. Спокойные, незамутненно-чистые краски идеально согласуются с общей возвышенно-просветленной интонацией. Идейный замысел композиции деисуса, а в переводе с греческого «деисус» обозначает «моление», связан с темой «Страшного суда» и отражает мысль о заступничестве и молении святых за род человеческий перед Спасом. В иконном деисусе, соотносящемся с образами фрескового ансамбля, как бы усилены, заострены индивидуальные характеристики Спаса и представленных в молении перед ним святых. 

Лучшее и самое достоверное из произведений Рублева: знаменитая «Троица». Сергей Радонежский построил в своей обители Троицкий собор, в котором и расположилась затем икона Рублева «Троица», «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это являлось призывом к объединению всех русских людей, призыв, опиравшийся на глубокое философское осознание устройства мира, нравственной сплоченности людей.

Троичность выступала для Рублева не только законом геометрического построения Вселенной, его диалектики, но и идеальным выражением не замкнутой двойною связью любви, и любви разомкнутой, включающей в себя все мироздание. Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник: символ вечности, все объединено в круге. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе. В нежных ликах ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь «за други своя». 

    Андрей Рублев скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Творчество иконописца определило в XV веке расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии.

С XVI века его работы стали обязательными образцами для подражания постановлением Стоглавого собора 1551 года. Русской православной церковью Андрей Рублев канонизирован в 1988 году в лике преподобного.

По православному календарю, память святому совершается три раза в год: 17 июля - преставление преподобного; 19 июля - память преподобного в Соборе Радонежских святых; В неделю перед 8 сентября - память преподобного в Соборе Московских святых.

Память об Андрее Рублеве

Память об Андрее Рублеве

В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Перед главным входом в музей имени Рублева установлен памятник Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.

В городе Городце Нижегородской области имя Андрея Рублева с 1964 года носит одна из улиц в старой части города. Сегодня она - часть Музейного квартала Городца, место пешеходных экскурсий и городских фестивалей. Улицы Андрея Рублева есть в Звенигороде, Брянске, Новосибирске, Уфе.

В честь Андрея Рублева назван кратер на Меркурии.

«Андрей Рублев» («Страсти по Андрею») - фильм Андрея Тарковского.

Скульптура Андрея Рублева на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор Василий Трохимчук).

Научно-популярный фильм «Андрей Рублев», снятый в 1987 году киностудией «Леннаучфильм» (режиссер Л. Никитина, оператор В. Петров).

Балет «Андрей Рублев», написанный для Астраханского государственного театра оперы и балета (музыка Валерия Кикты, режиссер Константин Уральский).

В Западном административном округе Москвы строится храм в честь Андрея Рублева.

В честь Андрея Рублева назван один из самолетов авиакомпании «Аэрофлот» - Airbus A320 VP-BTJ.

В 1961 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Андрею Рублеву

Монета Андрей Рублев из серии памятных монет Банка России

17.09.2020
  • Русский Иконописец
  • Мастер московской школы иконописи

Умер: 17 октября 1428 года (595 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.