Антоний Великий

Раннехристианский подвижник. Пустынник. Преподобный. Основатель отшельнического монашества. Художественно-символически изображается с посохом, имеющим форму тау-креста, с колокольчиком для отпугивания бесов. Иногда рядом с ним свинья, греческая буква тау может украшать его одеяние. День памяти совершается 17 января.


Преподобный Антоний Великий родился около 251 года в городе Бени-Суэйф, Египет. Рос в христианской семье и воспитывался на Заветах Христа. Раннее детство прошло в родительском доме. Рос послушным ребенком, охотно посещал Божий храм вместе с матерью и отцом, внимательно слушая, что там читалось. Когда же достиг отрочества, и его полагали отдать для обучения грамоте, предпочел оставаться ближе к родителям, не желая ни покидать отчий дом, ни общаться со сверстниками.

По смерти родителей Антоний остался за старшего. На его плечи легла забота о хозяйстве и малой сестре. К тому времени стал достаточно взрослым человеком. Через несколько месяцев после того, как осиротел, с ним произошел случай, круто повлиявший на его дальнейшую жизнь.

В один из дней Антоний, по обычаю и влечению сердца, направился в храм. По пути предался раздумьям: вспоминались апостолы, оставившие все и последовавшие за Христом, вспоминались те верующие, которые, продавая имущество, приносили врученные средства и смиренно полагали перед Господними учениками. Едва вступил за порог Божьего храма, как услышал слова, прозвучавшие словно из уст Самого Искупителя.

Это были слова из Евангелия, обращенные к богатому юноше, которые произнес Иисус Христос и которые легли в основу одного из важнейших монашеских обетов - нестяжания. Смысл этих возвышенных слов - кто хочет быть совершенным, должен продать, что имеет и последовать за Спасителем - Антоний воспринял так близко, как будто они адресованы лично ему.

Выйдя из храма, преподобный незамедлительно продал все, что унаследовал от почивших родителей, часть средств раздал местным жителям, чтобы не беспокоили ни сестру, ни его самого, часть оставил сестре, а часть раздал нищим.

В очередной раз войдя в храм Господень, Антоний услышал другие слова из Евангелия, располагавшие опираться на Промысл и вновь отнес их к себе. Тут же вернулся, раздал беднякам остатки имущества, вверил сестру попечению добродетельных дев, проживавших в обители, и, расположившись вблизи родного дома, предался уединению и молитвенным подвигам.

Едва встав на путь строгой подвижнической жизни, преподобный Антоний не имел надлежащего духовного опыта и нуждался в советах мудрых людей. Ради этих советов время от времени покидал место уединения и отправлялся на поиски тех, о ком слышал как о рачителях правды и добродетели. Получив от того или иного праведника мудрое наставление, возвращался и продолжал упражняться в подвижничестве.

Шаг за шагом, обогащая свой опыт крупицами преподанной мудрости и внимательными наблюдениями за образом жизни Божьих угодников, Антоний пополнял его и за счет наблюдения за собой: внимал собственным помыслам, мыслям, желаниям. Вместе с тем занимался физическим трудом. Так зарабатывал на пропитание, а от излишков жертвовал нуждавшимся.

Постепенно Антоний приучил себя к более трудным подвигам. Нередко проводил целые ночи в молитвенном бдении. Питался единожды в день после заката солнца, но бывало, что и один раз в два дня, и даже один раз в четверо суток. Пищей ему служил только хлеб с солью, а пил лишь воду. Спал, как правило, прямо на голой земле, а укрывался рогожей.

Решив усугубить подвиг уединения, святой Антоний удалился к гробницам. Затем, выбрав из нескольких одну, заточил себя в ней, завалив вход большим камнем. Предварительно условился со знакомым, что тот будет приносить ему хлеб. Пребывая в гробнице, испытал множество искушений, но при содействии свыше сумел преодолеть их и не только устоял на спасительном пути, а и окреп духом, возрос возрастом духовным. По некоторым подсчетам, преподобный подвизался в гробницах около пятнадцати лет, затем, в 285 году, удалился на гору, располагавшуюся на востоке от Нила.

Когда еще только искал, где устроить жилище, обнаружил огражденное, совершенно запущенное место. Люди давно там не жили; место заполнено пресмыкающимися. Но как только это пустынное место сделалось местом жительства и подвигов преподобного, пресмыкающиеся удалились, словно их изгнала оттуда какая-то могучая сила.

Антоний, заранее позаботившись о питании и, имея с собой полугодовой запас хлеба, укрылся внутри. В дальнейшем хлеб ему приносили два раза в год. Время от времени к нему приходили люди, искавшие встречи, но внутрь ограды не допускались. Проводили снаружи по нескольку дней, иногда святой беседовал с приходящими через небольшое оконце.

Как-то раз очередные посетители, услышали, что из-за ограды доносится странный шум, как если бы на внутренней территории находилась большая толпа: стуки, вопли, стенания. Среди этого странного гама улавливались и вполне отчетливые слова: кто-то настоятельно требовал от святого убраться прочь из пустыни и поскорей. Всмотревшись в стенное отверстие и не обнаружив за оградой никого постороннего, слышавшие уразумели, что стучащие и вопящие - демоны. Устрашившись, люди, естественно, стали кричать, звать святого Антония, а тот, подойдя к двери с внутренней стороны, посоветовал им положиться на Бога, не впадать в страх, и удалиться.

Со временем к Антонию стало тянуться все больше и больше людей. Многие стремились подражать его жизни, хотели поселиться подле него. Однажды, желая встретиться со святым богомольцем, люди взяли и выломали запертые двери. И тогда преподобный вышел к собравшимся. К тому времени провел в добровольном заточении около двадцати лет.

Многие из присутствовавших получили тогда исцеление, из кого-то изгнаны бесы. Кроме того вдохновенною речью подвижник утешил страждущих, примирил находящихся в ссоре, кого-то убедил встать на иноческий путь. С этого времени в местных горах стали селиться желавшие встать на монашеский путь, стали появляться обители. Антоний, движимый волей Божьей, принял над ними духовное руководство. Монастыри в основном устраивались по подобию скитов.

Около 308 года, при Максимиане, развернулось очередное гонение на Церковь. Когда святых мучеников вели в Александрию, преподобный Антоний последовал за ними. Подвижник готов был умереть за Христа, но не хотел провоцировать власти самостоятельно, вопреки Промыслу. В этот период мужественно прислуживал исповедникам, содержимым в темницах, на рудниках. Влекомых в судилище поддерживал словом, призывая к стойкости в вере и ревности.

Судья, видя доблесть святого Антония и бывших с ним иноков, распорядился, чтобы не появлялись в судилище, да и вовсе покинули город. Многие тогда посчитали за лучшее скрыться. Проповедник же выстирал свои одежды и на другой день, словно бросая мучителям вызов, предстал перед игемоном во всем чистом. Но Богу не угодна его скорая смерть. После мученической кончины епископа Петра Александрийского покинул Александрию и, уединившись, предался подвижничеству в своем монастыре.

Между тем многие искали с ним встречи: кто-то для наставления, кто-то для исцеления, кто-то в силу иных причин. Видя, что люди идут и идут, Антоний, ища покоя и не желая, чтобы о нем думали высоко, решил перебраться в Верхнюю Фиваиду, где его никто не знал и не ждал. Но когда сидел на берегу в ожидании попутного корабля, Господь обратился к нему и сказал, что если действительно ищет покоя, пусть идет во внутреннюю пустыню.

В связи с тем, что Антоний не знал дороги к назначенному месту, Господь повелел ему пристать к сарацинам, что тот и сделал. Через три дня пути святой увидел гору, окруженную равниной, на которой росло несколько пальм, под горой находился источник с прохладной и чистой водой. Место ему понравилось, понял, что это то самое место, на которое указал голос свыше. Здесь подвижник остался, устроил себе келью, предался молитве, богомыслию и труду. Впоследствии эта гора стала известна под названием Внутренней или Антониевой.

Сарацины, проходя по данному маршруту, доставляли Антонию хлеб. Со временем, дабы никого не обременять доставкой еды, святой возделал участок земли и посеял пшеницу. Но люди все равно шли. Тогда стал выращивать и овощи, чтобы приходящие, после трудного пути, могли подкрепить свои силы.

Когда дикие звери стали докучать преподобному частыми повреждениями огорода, Антоний, милосердно поймав одного, повелел ему именем Господа рассказать остальным, чтобы больше не приближались к посевам и грядкам и не наносили вреда. После этого случая звери, все как один, стали обходить огороды стороной.

Когда Антоний состарился и ослабел плотью, благочестивые братия выпросили у него разрешения приносить ему раз в месяц овощей, елея и маслин. Согласно Житию преподобного, отдавал приносящим корзины, которые изготавливал собственноручно.

Однажды братия попросили Антония посетить их обитель, и святой согласился. По пути у них кончилась вода и они погибали от жажды. И тогда Бог, по молитве святого, сотворил чудо: на том месте, где молился пробился источник питьевой воды. Пробыв недолгое время среди монашествующих, вернулся на Внутреннюю гору и продолжил там совершать свои подвиги. Время от времени оставлял это место по разным обстоятельствам, ради угождения Богу.

Со временем молва о великом подвижнике дошла до ушей царя Константина Великого и его сыновей. Те, желая получить от подвижника мудрое наставление, написали ему послания. Антоний же отказывался принимать эти письма, объясняя присутствующим, что следует удивляться не вниманию царя и его сыновей, составивших письма, а Богу, написавшему закон и открывшемуся через Единородного Сына. И только по вмешательству монахов, отправил ответ.

О приближении смерти Антоний узнал заблаговременно. Перед своей блаженной кончиной посетил монахов, живших на «Внешней горе», предупредил их, что скоро оставит сей мир и дал им последнее напутствие. Те стали слезно упрашивать его остаться и принять смерть в их обители. Но отказался и вернулся на Внутреннюю гору.

Через несколько месяцев Антоний заболел, а перед самой кончиной призвал двух монахов, живших при нем и прислуживавших, по-христиански простился с ними и завещал похоронить его тело в земле.

Преподобный Антоний 17 января 356 года мирно отошел ко Господу.

Память об Антонии Великом

Память об Антонии Великом

Память совершается

в Католической церкви - 17 января

в Русской Православной Церкви - 30 января

Около 1070 года был основан орден святого Антония. Это учреждение стало центром по лечению больных «антониевым огнем»

Житие Антония Великого нашло широкое отражение в западноевропейской иконографии, в том числе работы Иеронима Босха, Питера Пауля Рубенса, Давида Тенирса старшего), его использовал в философской драме «Искушение святого Антония» Гюстав Флобер

Наставления св. Антония Великого в изрядном количестве включены в известный сборник, содержащий речения отцов церкви и других духовных писателей «Добротолюбие»

16.01.2020
Связанные статьи

Русская Православная Церковь - РПЦ

Религия

Римская католическая церковь

Общество

День святого Антония

Религия
  • Раннехристианский подвижник
  • Основатель отшельнического монашества

Дата рождения: 19 апреля 0251 года (1773 года назад)
Дата смерти: 17 января 0356 года (1668 лет назад)

Русская Православная Церковь - РПЦ

Религия

Римская католическая церковь

Общество

День святого Антония

Религия
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.