Бельгийский живописец и график. Создатель нового типа декоративного портрета. Мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Его искусство способствовало созданию английской портретной школы живописи. Известен по картинам «Юпитер и Антиопа», «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», «Пьяный Силен», «Мадонна дель Розарио».
Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 года в городе Антверпен, Бельгия. Мальчик являлся седьмым ребенком удачливого купца Франса ван Дейка, который вел торговлю тканями. В 1589 году, потеряв первую жену, вступил в брак с Марией Кейперс, матерью Антониса. Семья занимала внушительный дом, расположенный в самом центре города. В возрасте десяти лет мальчика отдали в обучение к антверпенскому живописцу Хенрику ван Балену.
Здесь Антонис занимался четыре года. С 1614 года начинает работать самостоятельно. В 1618 году его приняли в гильдию живописцев святого Луки. Этим годом помечены самые ранние сохранившиеся работы молодого художника: этюды, изображающие головы стариков.
В этот период Ван Дейк сблизился с Питером Рубенсом и начал работать в его мастерской, сотрудничая с ним в выполнении заказов. После успешного завершения цикла Деция Муса, Рубенс предложил коллеге участвовать в самом большом начинании во всей фламандской религиозной живописи: в росписи церкви иезуитов, достраивавшейся тогда в Антверпене.
Ван Дейк, в то же время создал ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила», «Святой Мартин и нищие». От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» художник очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену». Она хоть и основывается на одной из рубенсовских композиций, равно как и в рубенсовской палитре, сразу позволяет признать в ней работу молодого Ван Дейка. Эта картина отличается совершенно особой мерцающей техникой, смелостью композиции и, в сравнении с Рубенсом, известной легковесностью и недостаточной объемностью форм.
Сотрудничая с Рубенсом в течение ряда лет, Ван Дейк полностью овладел техникой живописи и в большой мере композиционным мастерством учителя. Мастер создал ряд картин на религиозные и мифологические сюжеты. К числу наиболее известных картин художника, созданных в этот период, относятся: «Несение креста», «Святой Мартин отдает свой плащ нищему», «Поцелуй Иуды».
Талант Ван Дейка ярко проявился в портретной живописи. Портреты создали непреходящую славу художнику. Он создал определенный тип аристократического репрезентативного портрета, отличающегося особой утонченностью. Вместе с тем оставил много подлинно прекрасных и глубоких портретов интеллигентных людей своего времени.
С конца 1621 года Ван Дейк в течение шести лет жил и работал в Италии, где окончательно складывается стиль его портретной живописи. Художник объездил итальянские города: Геную, Венецию, Мантую, Рим, испытав влияние мастеров венецианской школы Тинторетто, Веронезе, Тициана. Его особенно привлекают густые горячие тона картин Тициана, их золотистый колорит.
Работая, главным образом в Генуе, Ван Дейк становится любимым портретистом итальянской знати. Здесь, создает блестящие обстановочные портреты-картины, поражающие своим великолепием и красочностью, отличающиеся благородством и утонченной изысканностью: «Конный портрет маркиза Бриньоле-Сале», «Портрет маркизы Бриньоле-Сале», «Портрет генуэзской дамы с девочкой», «Маркиза Улена Гримальди», «Маркиза Бальбиани», «Семейство Ломеллини», «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора».
С 1622 по 1623 год художник создает одну из лучших своих картин: портрет кардинала Гвидо Бентивольо. В годы пребывания в Италии Ван Дейк пишет также ряд скромных, сдержанных, лишенных всякой парадности, интимных по характеру портретов, отличающихся большой психологической выразительностью. К их числу относится замечательный «Мужской портрет», который хранится в Эрмитаже, приближающийся к рембрантовским психологизмом и мастерством в использовании светотени.
Обогащенный большим художественным опытом, новыми впечатлениями, Ван Дейк в 1627 году возвращается в Антверпен. Начинается второй антверпенский период его творчества, явившийся вершиной достижений мастера. Алтарные картины для церквей при всех их художественных достоинствах и на этот раз отступают на второй план по сравнению с портретами.
Являясь придворным художником инфанты Изабеллы, Ван Дейк писал портреты не только антверпенских бюргеров и близких ему людей, но также портреты фламандской и испанской аристократии. Парадность и элементы театрализации, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, уступают место снова более строгому, но изощренному в своих живописных средствах стилю. В характерных образах проходят перед нами современники мастера политические деятели, прелаты, художники, представители городского патрициата, аристократы, светские красавицы.
К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии-Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы, Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах. А также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству: фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта, филолога и издателя Яна ван дер Ваутера, иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. К этому же периода относится «Автопортрет» художника.
В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Ван Дейк занял пост главного живописца на службе его величества, получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Чести позировать ему добивается все высшее общество.
Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство. Таковы портреты Филиппа Уортона, Томаса Уортона, Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, Артура Гудвина.
Ван Дейк пишет около 30 портретов короля, королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I», написанный в 1635 году. Карл I стоит, лошадь его держит конюх. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Одной рукой оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников, как, например, изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика.
В Англии, заваленный многочисленными заказами, художник принужден работать одновременно над несколькими портретами. На основании рассказа приятеля Антониса ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он уделял заказчику в день не более часа и оставлял исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам, которые дописывали одежды и руки со специальных натурщиков.
В 1639 году Ван Дейк женился на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы. Так художник входит в ряды английской аристократии. В последние годы жизни занимался проектами крупномасштабных декоративных работ: циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон.
За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен: огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около двадцати лет.
Антонис Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года, в возрасте 42 лет. По его завещанию похоронен в лондонском соборе святого Павла. В 1666 году Лондон охватил страшный пожар и Собор Святого Павла сгорел. Могила художника была утеряна, хотя собор позже восстановлен.
Портрет Я. Вермелена, 1616, Государственный музей, Вадуц
«Распятие св. Петра», около 1615-1617, Музей старинного искусства, Брюссель
«Юпитер и Антиопа», около 1617-1618, Музей изящных искусств, Гент
«Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем
«Пьяный Силен», 1620, Галереи старых мастеров в Дрездене.
«Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо
«Отдых на пути в Египет», 1630, Старая пинакотека, Мюнхен
Портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена
Портрет живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен
Портрет живописца Адама де Костера, Брайтон Хаус, Кеттеринг
«Амур и Психея», 1638, Кенсингтонский дворец, Королевская коллекция, Лондон
Венера в кузнице Вулкана (1630-1632), Лувр, Париж
«Конный портрет короля Карла I со шталмейстером Сен-Антуаном», 1633, Букингемский дворец
«Портрет Карла I на охоте», около 1635, Лувр
Портрет Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон
Портрет Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Отец - Франс ван Дейк.
Мать - Мария Кейперс.
Жена - Мэри Ратвен (брак с 1639), фрейлина королевы.
Дочь - Юстиниана (род. 1641).