Апостол. Не входит в число двенадцати и семидесяти апостолов. Вместе с апостолом Петром называется «первоверховным» апостолом. Четырнадцать его посланий составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
Савл родился в I веке в городе Тарсус, Турция. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, имел права римского гражданина. В родном городе получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.
Последующее образование Савл получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев. Являлся человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины - в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» - Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше.
Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду прозрел. С этого времени сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов отправился в свой родной город. Отсюда около 43 года вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом.
За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре приобрел любимого ученика Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним евангелистом Лукой.
Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда послал два Послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол предпринял третье апостольское путешествие, посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда написал свое Послание к Галатам и первое Послание к Коринфянам. Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя Павел, как римский гражданин, по его желанию отправлен в Рим на суд кесаря.
Потерпев кораблекрушение у острова Мальты, Павел только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима написал свои Послания к Филиппийцам, к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс. Все эти три послания написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и Послание к палестинским Евреям.
Согласно преданию, в Риме апостол освобожден и совершил четвертое миссионерское путешествие. На востоке посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64-65 годов написал к нему послание. Затем Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею.
В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришел в Рим в 66 году. Из Рима осуществил путешествие в Испанию, по возвращении из нее схвачен в Риме и снова заключен в темницу, в которой находился до смерти.
После девятимесячного заключения апостол Павел усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Память совершается
в Католической церкви - 29 июня
в Православной церкви - 12 июля
Послание к Римлянам
Первое послание к Коринфянам
Второе послание к Коринфянам
Послание к Галатам
Послание к Ефесянам
Послание к Филиппийцам
Послание к Колоссянам
Первое послание к Фессалоникийцам
Второе послание к Фессалоникийцам
Первое послание к Тимофею
Второе послание к Тимофею
Послание к Титу
Послание к Филимону
Послание к Евреям