Религиозный деятель. Богослов. Проповедник. Духовный писатель. Епископ Русской Церкви. Архиепископ Верейский. Святой Русской православной церкви. Прославлен в лике святых Русской православной церкви как в России, так и заграницей. Умер в одном из тюремных лагерей.
Владимир Троицкий родился 25 сентября 1886 года в селе Липицы, Московской области. Вырос в семье священника. Рано изучил церковнославянский язык, в возрасте пяти лет уже читал в храме часы и шестопсалмие. Обучался в Тульском духовном училище и Тульской духовной семинарии. Затем поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия за сочинение «История догмата о Церкви». За время учебы удостоен премии Московского митрополита Макария за лучшее семестровое сочинение и премии митрополита Московского Иосифа за лучшую кандидатскую работу.
С августа 1911 года Троицкий преподавал в академии Священное Писание Нового Завета. В декабре 1912 года защитил диссертацию на степень магистра богословия по теме «Очерки из истории догмата о Церкви», которая удостоена Макарьевской премии. В январе 1913 года утвержден в должности доцента.
Владимир Троицкий 28 марта 1913 года пострижен в монашество с именем Иларион. С 11 апреля являлся иеродиаконом, а 2 июня стал иеромонахом. Получил монашеский чин архимандрита 5 июля. В декабре занял должность экстраординарного профессора Священного Писания Нового Завета Московской академии. С мая по сентябрь 1917 года исполнял обязанности ректора академии.
Основные богословские работы Илариона посвящены учению о Церкви. Концепция церкви, предложенная святителем, опирается на Священное Писание и учение святых отцов, причем святоотеческие представления пережиты им изнутри. Считал, что Запад отпал от Церкви, что на Западе с 1054 года нет Церкви, а отпадение от Церкви означало отпадение от Христа - главы Церкви - и от христианства вообще. Единственной святой, соборной и апостольской церковью является православная церковь, вне которой таинства недействительны. Являлся убежденным славянофилом и антизападником.
Иларион являлся активным сторонником возрождения Патриаршества. На Поместном соборе участвовал в качестве докладчика отдела о высшем церковном управлении. Принимал участие в прениях, делал пояснения как докладчик отдела о высшем церковном управлении и заслужил благодарность от имени Собора. Произнес яркую речь в защиту идеи о восстановлении патриаршества. В ее основу положил свое убеждение в том, что «патриаршество есть основной закон высшего управления каждой поместной церкви». Выступление архимандрита сыграло значительную роль в принятии Собором решения о восстановлении патриаршества.
После избрания патриарха Тихона архимандрит Иларион стал его секретарем и главным консультантом по богословским вопросам. Одновременно продолжил исполнять обязанности проректора академии.
Весной 1919 года в течение трех месяцев находился в заключении в Бутырской тюрьме. В 1920 году официально освобожден от должности проректора.
С апреля 1920 года Иларион назначен настоятелем Сретенского монастыря, а 25 мая хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Тихон. Несмотря на многочисленные поручения, которые ему приходилось выполнять как помощнику патриарха, епископ часто служил в храмах Верейского уезда.
Епископ Иларион 22 марта 1922 года арестован, в июне выслан в Архангельск на год. В 1923 году, по возвращению из ссылки, возведен в сан архиепископа.
Иларион вел переговоры от имени церкви с представителями государства, добиваясь смягчения его политики в отношении религии. Когда началось массовое возвращение в церковь обновленцев, благодаря именно святителю церковная жизнь в Москве была налажена в кратчайший срок. Разработал чин покаяния и сам принял исповедь сотен обновленцев - священников и мирян. Участвовал в публичных диспутах с атеистами.
Активная деятельность владыки вызвала недовольство большевиков. Осенью 1923 года арестован, приговорен к трем годам лагерей. Привезен на пересыльный пункт на Поповом острове 1 января 1924 года, а в июне отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. На берегу залива Белого моря работал сетевязальщиком и рыбаком. Являлся лесником, живя в Варваринской часовне. Как сторож жил в Филипповской пустыни.
В лагере святителя не оставляли бодрость и духовная радость. Находясь на Соловках, Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Просто отдавал все, что имел, что у него просили.
В 1925 году Иларион временно переведен в ярославскую тюрьму, где власти убеждали его в обмен на свободу примкнуть к одному из лояльных большевикам церковных направлений - григорианству - но безрезультатно. Более того, владыка сообщил другим заключенным об этом предложении. За «разглашение» данной информации приговорен к новому трехгодичному сроку заключения и отправлен обратно на Соловки.
Архиепископ являлся одним из авторов «Памятной записки соловецких епископов», выразившей волю группы заключенных архиереев. «Записка» имела целью разработать основы для сосуществования Церкви и государства в тех условиях, когда их духовные принципы противоположны, продолжая линию церковной политики, которую вел Патриарх Тихон.
Составители «Записки» заявили о систематических гонениях на Церковь в Советском Союзе и обличили неправду обновленчества. Призвали к последовательному проведению в жизнь закона об отделении Церкви от государства, речь шла, в сущности, о желании Церкви действовать без опеки государственных чиновников.
Иларион отрицательно отнесся к «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, однако последовательного отстаивал необходимость сохранения молитвенно-канонического единства с ним.
Осенью 1929 года Илариона вновь осудили и приговорили к трем годам ссылки в Средней Азии. Отправлен по этапу - от одной пересыльной тюрьмы к другой. В дороге заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. Без вещей, в одном рубище, кишащем насекомыми, в горячке его привезли в Петербург и поместили в тюрьму. Через день больной владыка отправлен в больницу.
Архиепископ Иларион скончался 28 декабря 1929 года в возрасте сорока трех лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
Священный синод Русской православной церкви 8 апреля 1998 года одобрил доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и постановил передать на решение очередного Архиерейского собора вопрос о канонизации архиепископа Илариона (Троицкого).
В Сретенском монастыре 10 мая 1999 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил прославление Илариона в лике местночтимых святых.
Владыка Иларион причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Прославление священномученика Илариона продолжалось и за пределами России. В Германии 14 января 2006 года собиралась группа верующих, которые служили литургию в честь священномученика Илариона. Из этой группы образовался настоящий приход, который решением Священного синода Русской православной церкви от 21 августа 2007 года включен в Берлинско-Германскую епархию.
Труды архиепископа Илариона
Очерки из истории догмата о Церкви. - М., 1997.
Творения священномученика Илариона (Троицкого). - В 3 т. - М., 2004. - В юбилейное издание включены практически все его работы, известные на сегодняшний день. В первый том целиком вошла его диссертация «Очерки из истории догмата о Церкви», второй и третий тома посвящены соответственно богословским и церковно-публицистическим трудам.
Иларион Троицкий. Преображение души / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Ин-т рус. цивилизации, 2012. - 480 с.
История плащаницы. - 1912
О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского. - 1916
Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве. - 1913
А. С. Хомяков и древнецерковные полемисты. // Вера и разум. - 1911. - № 18.
Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве. - М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913.
Речь о. инспектора Академии архимандрита Илариона пред благодарственным молебствием по случаю обновления академического храма. // Богословский вестник : журнал. - 1913, декабрь. - С. 613-616.
Воплощение и Церковь // МЦВ. - 1914. - № 51-52. - С. 1011-1016.
Прогресс и преображение // Богословский вестник. - 1914, октябрь - ноябрь. - С. 218-232.
О жизни в Церкви и о жизни церковной (По поводу письма Преосвященного епископа Андрея к пастырям Уфимской епархии) // Христианин. - 1915, апрель.
Христианства нет без Церкви - М.: Православная беседа, 1991.
Религия и политика // Христианин. - Сергиев Посад. - 1907. - № 2, 3, 8.
Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. - 1914. - № 3.
Христианство и социализм. На современные темы. // Христианин. - Сергиев Посад. - 1910. - № 1-4.
Лев Толстой и воскресение Христово // Московские церковные ведомости. - 1913. - № 18.
Церковь гонимая и Церковь господствующая. К празднованию 1600-летия со времени Миланского эдикта. // Московские церковные ведомости. - 1913. - № 37.
Св. Писание и Церковь. - М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1914
Память об архиепископе Иларионе
Память в Русской Православной церкви совершается 28 декабря