Русский писатель, журналист и историк. Определенную литературную известность Аскоченскому принёс роман «Асмодей нашего времени», в котором гипертрофированное изображение порока должно было, по замыслу автора, убедить читателя в тлетворном, антихристианском влиянии скептицизма и нигилизма. Как историк Аскоченский проявил себя в исследованиях по истории православия на Украине.
Виктор Аскоченский родился 13 октября (1 октября по старому стилю) 1813 года в Воронеже. Настоящая фамилия Оскошный, затем Отскоченский, «облагозвученная» Аскоченским-семинаристом.
Росв семье священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию, затем - Киевскую духовную академию (1839), получив учёную степень магистра богословия и словесных наук. В качестве бакалавра (адъюнкт-профессора) стал преподавать польский и немецкий языки; с 1841 года - патрологию.
Его первые публикации вышли в журнале «Воскресное чтение» в 1839 году, затем - в изданиях «Маяк» и «Москвитянин».
В 1844 году ушёл из академии и живя в доме генерал-губернатора Юго-Западного края Д. Г. Бибикова, был воспитателем его родственника.
В 1846 году издал в Киеве свою первую книгу «Краткое начертание истории русской литературы», которая была составлена из биографий светских и религиозных писателей, а также рецензий Аскоченского на их сочинения.
В 1846-1849 годах служил в Житомире советником Волынского губернского правления, затем занимал должность совестного судьи и председателя гражданской палаты в Каменец-Подольске (1849-1851). В 1851 году вышел в отставку и поселился в Киеве. Перед этим пережил внутренний кризис: юношеский скептицизм и критическое отношение к отдельным сторонам общественной и церковной жизни (духовному образованию, монашеству, постам и др.) уступили место консервативно-охранительному мировоззрению.
С 1857 года вплоть до смерти проживал в Санкт-Петербурге.
Определённую литературную известность Аскоченскому принёс роман «Асмодей нашего времени», в котором гипертрофированное изображение порока должно было, по замыслу автора, убедить читателя в тлетворном, антихристианском влиянии скептицизма и нигилизма. Как историк Аскоченский проявил себя в исследованиях по истории православия на Украине: «В. Г. Григорович-Барский, знаменитый путешественник XVIII в.», «Киев с древнейшим его училищем Академиею» и «История Киевской Духовной Академии по ее преобразовании в 1819 г.».
В 1858 году он основал журнал «Домашняя беседа», в котором с патриотических позиций говорилось о духовных ценностях русской православной цивилизации; журнал выходил на протяжении двадцати двух лет, по 1877 год включительно, когда Аскоченский был госпитализирован в отделение для душевнобольных Петропавловской больницы, в котором находился до конца жизни.
Скончался 30 мая (18 мая по старому стилю) 1879 года. Похоронен в Приморской Троице-Сергиевой пустыни.