Бартоломе Эстебан Мурильо
Bartolome Esteban Murillo

Ведущий испанский живописец «золотого века». Мастер религиозных и жанровых сцен. Глава севильской школы живописи. Известен по картинам «Ревекка и Елеазар», «Воспитание Богородицы», «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на нее, святыми», «Видение святого Антония», «Отдых святого Семейства на пути в Египет», «Смерть Петра Арбуэза», «Богоматерь во славе».


Бартоломе Мурильо родился 31 декабря 1617 года в городе Сельвия, Испания. Семья проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано стал сиротой: в 1627 году умер отец, а спустя год мать, после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры матери.

С ранних лет увлекся живописью. Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в город Педро де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в ее неудовлетворительности. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.

Известность пришла к Мурильо в 1645 году с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев. Основные из них: «Святой Диего насыщает нищих», «Чудо святого Диего», или так называемая «Кухня ангелов», «Кончина святой Клары», «Чума» и «Святой Диего, превращающий хлеб в розы». Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.

Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Святой Леандр» и «Святой Исидор», и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» и «Видение святого Антония Падуанского». В 1665 году Мурильо занимался работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться полукруглые картины: «Торжествующая Церковь», «Непорочное зачатие», «Основание базилики C.-Мариа-Маджоре, в Риме» и «Сон римского сенатора».

В 1668 году из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на нее, святыми», а в 1670 году появилось одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Святое Семейство со святыми Елизаветой и Иоанном Крестителем». Именно с 1670 года начался самый продуктивный период творчества художника. В 1674 году окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия: произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.

Три из них: «Жажда», «Умножение хлебов и рыбы» и «Святой Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям. С 1675 по 1676 года Мурильо написал больше двадцати картин для капуцинского монастыря Севильи. Из них семнадцать, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Святой Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Святой Франциск в экстазе», выставлены в музее этого города. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником.

В 1678 году Бартоломе написал картины для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», где работа «Богоматерь во славе», составляет одну из главных драгоценностей Луврского музея.

Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450. Содержание их в основном религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием: «Непорочное зачатие», «Вознесение» и «La Purísima». В произведениях этого рода Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, молитвенного умиления и неземного блаженства.

Как в этих картинах, так и в других своих произведениях, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени.

В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек»: мальчиков и девочек, занятых едой, счетом мелких монет, продажей фруктов.

Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Также, из произведений Мурильо стоит отметить: «Ревекка и Елеазар», «Воспитание Богородицы», «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», «Видение святого Антония», «Отдых святого Семейства на пути в Египет», «Смерть Петра Арбуэза».

В 1682 году Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение святой Екатерины». Трудясь над ней, по неосторожности упал с подмостков и так расшибся, что немедленно отправился назад, в Севилью, а кадисская картина дописана его учеником Осорио.

Бартоломе Мурильо скончался 3 апреля 1682 года в результате последствий падения.


Творчество Бартоломе Мурильо

Картины

«Святой Диего насыщает нищих»
«Чудо святого Диего»
«Кончина святой Клары»
«Чума»
«Святой Диего, превращающий хлеб в розы»
«Святой Леандр»
«Святой Исидор»
«Рождество Богородицы»
«Видение святого Антония Падуанского»
«Торжествующая Церковь»
«Непорочное зачатие»
«Основание базилики C.-Мариа-Маджоре, в Риме»
«Сон римского сенатора»
«Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на нее, святыми»
«Святое Семейство со святыми Елизаветой и Иоанном Крестителем»
«Жажда»
«Умножение хлебов и рыбы»
«Святой Хуан де Диос, переносящий больных»
«Пречистая Дева во славе»
«Святой Антоний с Младенцем-Спасителем»
«Святой Франциск в экстазе»
«Богоматерь во славе»
«Ревекка и Елеазар»
«Воспитание Богородицы»
«Младенец Иоанн-Креститель с ягненком»
«Видение святого Антония»
«Отдых святого Семейства на пути в Египет»
«Смерть Петра Арбуэза»
«Обучение святой Екатерины»

Семья Бартоломе Мурильо

В личной жизни художник пережил несколько трагедий. В 1645 году женился на донье Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, его первой и единственной возлюбленной. Свою старшую дочку они назвали Марией.

Дочери художника было четыре года, когда в Севилью пришла чума. Эпидемия уничтожила половину города. Многочисленные монахи сменили благотворительную деятельность на санитарную: собирали и жгли трупы. Не выжила и маленькая Мария. Мурильо тяжело перенес этот удар, который оказался не последним. В начале 1664 года умерла его любимая жена, оставив на попечение художника пятерых детей.

29.11.2020
  • Испанский Художник
  • Глава Севильской Школы Живописи

Дата рождения: 31 декабря 1617 года (404 года назад)
Дата смерти: 3 апреля 1682 года (340 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.