Российский театральный режиссер. Театральный педагог.
Народный артист России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Заведующий труппой московского государственного академического Малого Театра.
Заведующий кафедрой актерского мастерство театрального училища имени Михаила Щепкина.
Владимир Михайлович родился 25 апреля 1937 года на острове Хортица, украина. После школы в 1967 году окончил режиссерский факультет Российского Института Театрального Искусства, где проходил обучение на курсе Марии Кнебель. Талантливый режиссер, с ярким и самобытным творческим почерком, сразу же занял достойное место в труппе Государственного академического Малого театра, завоевав безусловное доверие коллег. Этому немало способствовал тот факт, что еще будучи студентом, Владимир Бейлис осуществлял постановки в ряде театров страны, имевшие успех у зрителей и театральной общественности.
Великолепное чувство стиля и жанра, богатая фантазия и неуемная творческая энергия, высочайший профессионализм и необычайная работоспособность молодого режиссера дали повод Министерству культуры СССР командировать Владимира Бейлиса в 1971 году в Монголию в качестве главного режиссера Театра имени Нацак Доржа и руководителя театральной мастерской студентов-режиссеров и актеров Улан-Баторского педагогического института в городе Улан-Батор.
Деятельная натура привели Владимира Михайловича на телевидение и радио, где им поставлены спектакли «Матушка Кураж и ее дети» Бертольта Брехта, «Мой друг» Николая Погодина, «Повесть о молодых супругах» Евгения Шварца, «Умные вещи» Сергея Маршака.
Вернувшись из Монголии в 1975 году Бейлис вновь приходит в Малый театр. Каждая из его режиссерских работ, осуществленных на сцене старейшего драматического театра России, стала заметным событием в культурной жизни. «Человек и глобус» Владимира Лаврентьева, «Инженер» Елена Каплинской, «Ураган» Анатолия Софронова, «Головокружение» Гагика Саркисяна, «Выбор» Юрия Бондарева, «Из воспоминаний идеалиста» по Антону Павловичу Чехову, «Доходное место» Александра Островского, «Хищники» Алексея Писемского, «Царь Петр и Алексей» Фридриха Горенштейна, «Царь Борис» Алексея Толстого, «Таланты и поклонники» Александра Островского: все эти спектакли привлекли внимание критики и снискали зрительскую любовь, а «Царь Борис» отмечен Государственной премией России за исполнение заглавной роли Василием Бочкаревым.
Своеобразным сценическим феноменом стал спектакль Владимира Бейлиса «Тайны Мадридского двора» Эжена Скриба и Эрнеста Легуве. Поставленный в 1997 году пользуется колоссальным успехом как на родной сцене Малого театра, так и во время многочисленных гастрольных поездок, выдержав более шестисот представлений с неизменными аншлагами.
Зрительские симпатии вообще всегда сопутствуют режиссерским работам Бейлиса, и другим впечатляющим примером служит его спектакль 2002 года «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, заслуживший триумфальный успех как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах нашей страны. В 2006 году «Мудрец» удостоен Премии Правительства России в области культуры.
Владимир Михайлович тяготеет к творческому новаторству, осуществляя в Малом театре постановки по произведениям современных авторов. Так, поставил в филиале историческую пьесу «Хроника дворцового переворота» Галины Турчиной, а также остросюжетный и вместе с тем философский триллер Стивена Сондхайма и Дмитрия Фурта «Как скрыть убийство».
Особое место в творчестве Владимира Михайловича занимает зарубежная драматургия. В 2008 году осуществил постановку сложной по замыслу, глубоко трагичной пьесы Луиджи Пиранделло «Генрих Четвертый», в Малом театре шла под названием «Безумный, безумный Генрих». В 2011 году вышли «Наследники Рабурдена», единственная комедия великого французского писателя-реалиста Эмиля Золя. В 2013 году Владимир Бейлис выпустил спектакль «Школа налогоплательщиков» - «Как обмануть государство» Луи Вернея и Жоржа Берра.
Владимир Бейлис поставил ряд спектаклей на сценах других московских театров: Центрального Детского, Ленинского комсомола, Драматического театра имени Константина Станиславского. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество Владимира Михайловича с Московским Художественным Академическим Театром имени Максима Горького, где Бейлис выпустил спектакли «Западня для королевы», «Школа злословия» Ричарда Шеридана, «Отчаянные влюбленные» Карло Гольдони, «Отелло уездного города» - «Грех да беда на кого не живет» Александра Островского.
Также много работает режиссер и за рубежом: в США, Японии, Республике Кипр. Такие спектакли Владимира Бейлиса как «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Орлеанская дева» Фридриха Шиллера, «Самоубийца» Николая Эрдмана.
Преподавательская деятельность Владимира Михайловича началась в Высшем Театральном Училище имени Михаила Щепкина. Далее мастер стал художественным руководителем собственного курса. Бейлис поставил множество студенческих спектаклей. Немало его учеников трудятся в Малом и других театрах страны. Режиссер регулярно проводит творческие семинары и мастер-классы за рубежом: США, Аргентина, Франция, Испания, Кипр, Япония. Является автором книги, вместе с Виталием Ивановым «Диалоги и монологи. Профессия: режиссер».
Активное участие Владимир Бейлис принимает и в общественной деятельности. Более двадцати лет является председателем профсоюзного комитета Малого театра, который играет немаловажную роль в жизни этого огромного коллектива. Провел десятки шефских концертов и встреч на заводах и фабриках, в сельских клубах и воинских частях, пропагандируя вечное искусство и мастерство Малого театра.
Учитывая заслуги Владимира Бейлиса и безусловное уважение, которым пользуется в коллективе, руководство Малого театра доверило ему ответственнейший и почетный пост заведующего труппой.
Награды и Признание Владимира Бейлиса
Орден Почёта (26.03.2018)
Орден Дружбы (1998)
Народный артист Российской Федерации (2006)
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2006)
1969 - «Человек и глобус» В. В. Лаврентьева (совместно с В. Н. Ивановым)
1970 - «Инженер» Е. С. Каплинской (совместно с В. Н. Ивановым) (филиал)
1976 - «Мезозойская история» М. М. Ибрагимбекова. Режиссёр-постановщик Б. И. Равенских
1976 - «Ураган» А. В. Софронова (филиал)
1978 - «Головокружение» Г. Саркисяна (филиал)
1979 - «Потерянный рай» И.Шаркади. Режиссёр-постановщик В. Я. Мотыль
1980 - «Вызов» Г. М. Маркова и Э. Ю. Шима. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев.
1981 - «Целина» Сценическая композиция по книге Л. И. Брежнева «Целина» (совместно с Б. А. Львовым-Анохиным)
1982 - «Выбор» Ю. В. Бондарева (совместно с В. А. Андреевым)
1982 - «Повесть о молодых супругах» Е. Л. Шварца (совместно с В. А. Андреевым)
1985 - «Из воспоминаний идеалиста» Инсценировка С. С. Еремеева по произведениям А. П. Чехова (филиал)
1986 - «Доходное место» А. Н. Островского (филиал)
1987 - «Хищники» А. Писемского (филиал)
1992 - «Царь Петр и Алексей» Ф.Горенштейна
1993 - «Царь Борис» А. К. Толстого
1995 - «Таланты и поклонники» А. Н. Островского (филиал)
1997 - «Тайны мадридского двора» Э. Скриба и Э. Легуве (филиал)
1999 - «Хроника дворцового переворота» Г. П. Турчиной (филиал)
2001 - «Хэппи энд» С.Сондхайма и Д. Фурта (филиал)
2002 - «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (Малый театр)
2008 - «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло (филиал)
2011 - «Наследники Рабурдена» Э.Золя (филиал)
2013 - «Как обмануть государство» («Школа налогоплательщиков») Л.Вернея и Ж.Берра (филиал)
2015 - «Восемь любящих женщин» Р.Тома (филиал)
2016 - «Васса Железнова - первый вариант» М.Горького (филиал)
2018 - «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского
2019 - «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана