Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Почетный член Румынской академии. Считается классиком музыки XX века. Лауреат Международной премии Мира. Автор более чем 80 музыкальных сочинений.
Бела Виктор Янош Барток родился 25 марта 1881 года в селе Надьсентмиклош, Румыния. Является выходцем из семьи директора сельскохозяйственного училища венгра Белы Бартока и сельской учительницы, этнической немки, урожденной Паулы Фойт. Барток-старший считал себя этническим венгром, при том что его мать происходила из сербской семьи.
Первые уроки игры на фортепиано Бела получил от матери. После смерти отца, в 1888 году, семья вынужденно переехала в город Виноградов Закарпатской области Украины, где Паула работала в начальной школе.
В 1892 году состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Юный музыкант сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты № 21 Бетховена и написанную им самим фортепианную пьесу «Течение Дуная». После успешного концерта директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Братиславу, где Барток имел бы возможность брать уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля. К сожалению, уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу словацкого города Банска-Быстрица.
Осенью 1899 года, после прослушивания в Будапеште у профессора Иштвана Томана, Барток приступил к обучению в столичной музыкальной академии, где его преподавателями были профессор Иштван Томан и Ганс Кеслер.
С 1907 года, молодой композитор являлся профессором Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертами, на которых особенно часто и с особым блеском исполнял произведения Ференца Листа.
В период Венгерской советской республики 1919 года участвовал в Директории музыкантов, совместно с Золтаном Кодаем разработал план демократических реформ музыкальной жизни. После падения ВСР претерпел гонения от установившегося контрреволюционного режима Миклоша Хорти за свое участие в революции. Попал в черные списки и был вынужден убрать имя либреттиста Белы Балажа из своей оперы «Замок герцога Синяя Борода», однако, в отличие от многих других венгерских социалистов, не эмигрировал.
Барток был антифашистом и после прихода нацистов к власти отказался выступать в Германии. После аншлюса вышел из Союза композиторов Австрии и перевез свои нотные рукописи в Швейцарию. С началом Второй мировой войны, в 1940 году, эмигрировал в Нью-Йорк, где читал лекции и продолжал исследовательскую работу в Колумбийском университете. Так же, сотрудничал с Бенни Гудменом, Кусевицким, Иегуди Менухиным и Фрицом Райнером. Много записывался на грампластинки. Незадолго до смерти запросил и получил американское гражданство.
Скончался 26 сентября 1945 года в Нью-Йорке, США. В 1988 году прах композитора был перенесен на кладбище Фаркашрети в Будапеште.
Отец - Бела Барток старший, директор сельскохозяйственного училища.
Мать - Паула Фойт, сельская учительница. Этническая немка.
Первая жена - Марта Циглер (1893-1967)
Сын - Бела (родился в 1910)
Вторая жена - Дитта Пастори (1903-1982). Являлась ученицей Бартока
Сын - Петер.
Премия Лайоша Кошута (1948, посмертно), Международная премия Мира (1955, посмертно). В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии. В Париже рядом с площадью Браззавиль в 1981 году разбит Сквер Белы Бартока (фр. Square Béla-Bartók), в нём установлен памятник композитору работы венгерского скульптора Имре Варги, подаренный столице Франции от имени Будапешта в 1982 году. В Брюсселе, который Барток называл второй родиной, к 50-тилетию со дня смерти композитора в 1995 году на площади Испании установлен памятник работы Имре Варги. В 1991 году Бела Барток был избран почётным членом Румынской академии.
При том, что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к додекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Барток работал практически во всех актуальных для его времени музыкальных жанрах. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода», балеты «Чудесный мандарин» и «Деревянный принц», Концерт для оркестра, «Музыка для струнных, ударных и челесты», три концерта для фортепиано с оркестром и два для скрипки с оркестром, симфоническая поэма «Кошут» и многие другие произведения. Значительную часть творческого наследия Бартока составляет фортепианная музыка, в том числе «Allegro barbaro», сюита «На вольном воздухе» и масштабный (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей) сборник «Микрокосмос». Последний представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Соответственно дидактическому замыслу «Микрокосмоса» пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности.
«Национализм»
Во многих сочинениях Барток опирался на оригинальный фольклор, причём не только венгерский, но также на румынский, болгарский, словацкий, югославский, цыганский. «Балканские» танцы (особенно 6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией. В то же время Барток зачастую не заимствовал фольклорный материал, а стилизовал свою музыку «в народном духе». Например, в оркестровой сюите «Венгерские эскизы» (Sz 97, BB 103) только последняя из пяти «венгерских народных» пьес опирается на фольклорный прототип, остальные представляют собой искусные стилизации.
Всю жизнь Барток собирал музыкальный фольклор балканских стран, Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Всего он собрал свыше 30 тысяч венгерских, румынских, словацких, болгарских, сербских, хорватских, турецких и др. мелодий, для чего предпринимал этнографические экспедиции. В 1936 году записывал народные мелодии в Анатолии, где ему помогал Ахмед Аднан Сайгун. Ныне Барток признаётся не только собирателем, но и крупным этномузыковедом, занимавшимся исследованиями генетических связей венгерской музыки с музыкой других народов. Результаты своих этномузыковедческих исследований публиковал в многочисленных статьях. На английском языке музыковедческие труды Бартока и сборники народной музыки в его редакции напечатаны в серии «New York Bartók Archive studies in musicology» (13 выпусков) в 1967-81 годах.
Идентификация сочинений
В связи с тем что опусная нумерация у Бартока непоследовательна и запутана, музыкальные сочинения Бартока принято идентифицировать по тематическому каталогу Андраша Сёллёши (аббревиатура Sz) либо по (более современному, хронологическому) каталогу Ласло Шомфая (аббревиатура BB).
Соната для двух фортепиано и ударных BB 15
Скерцо из симфонии ми-бемоль мажор BB 25
Дуэт для двух скрипок (1902) BB 26
Анданте для скрипки и фортепиано BB 26
4 пьесы для фортепиано BB 27
Соната для скрипки и фортепиано ми минор BB 28
Кошут (симфоническая поэма) BB 31
Фортепианный квинтет BB 33
Скерцо (бурлеска) для фортепиано с оркестром op.2 BB 35
Рапсодия для фортепиано op.1 BB 36a
Рапсодия для фортепиано с оркестром BB 36b
Сюита № 1 для оркестра op.3 (версия 1905 г.) BB 39
Сюита № 2 для оркестра op.4 (версия 1943 г.) BB 40
3 венгерские народные песни из области Чик, для фортепиано BB 45b
Концерт № 1 для скрипки с оркестром BB 48a
2 портрета для скрипки с оркестром op. 5 BB 48b
2 элегии для фортепиано op.8b BB 49
14 багателей для фортепиано op.6 BB 50
10 лёгких пьес для фортепиано BB 51
Струнный квартет № 1 BB 52
Для детей. Сюита для фортепиано, две тетради BB 53
7 эскизов (Vázlatok) для фортепиано op.9b BB 54
3 бурлески для фортепиано BB 55
2 румынских народных танца для фортепиано BB 56
4 плача (нем. Klagelieder) для фортепиано op.9a BB 58
2 картины для оркестра op. 10 BB 59
Румынский танец для оркестра BB 61
Опера «Замок герцога Синяя Борода» BB 62
Allegro barbaro для фортепиано BB 63
4 пьесы для оркестра BB 64
Румынские рождественские песни для фортепиано BB 67
6 румынских народных танцев для фортепиано BB 68 (1915; см. также BB 76)
Сюита для фортепиано BB 70
Балет «Деревянный принц» BB 74 (под тем же номером оркестровая сюита из балета)
Струнный квартет № 2 BB 75
6 румынских народных танцев для оркестра BB 76 (1917; оркестровка BB 68)
Румынские народные танцы для фортепиано Sz 56, BB 68 (1915), версия для оркестра Sz 68, BB 76 (1917).
15 венгерских народных песен BB 79
3 венгерские народные мелодии BB 80b
3 этюда для фортепиано, ор.18 BB 81
Балет «Чудесный мандарин» BB 82 (под тем же номером оркестровая сюита из балета)
Импровизации на темы венгерских народных песен для фортепиано BB 83
Соната № 1 для скрипки и фортепиано BB 84
Соната № 2 для скрипки и фортепиано BB 85
Танцевальная сюита для оркестра BB 86
Танцевальная сюита для фортепиано BB 86a
3 деревенские сцены для женского хора и камерного ансамбля BB 87b
Соната для фортепиано BB 88
На вольном воздухе (нем. Im Freien). Сюита для фортепиано BB 89
9 пьесок для фортепиано BB 90
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром BB 91
Струнный квартет № 3 BB 93
Рапсодия № 1 для скрипки и фортепиано BB 94
Рапсодия № 1 для скрипки с оркестром BB 94b
Струнный квартет № 4 BB 95
Рапсодия № 2 для скрипки с оркестром BB 96
Рапсодия № 2 для скрипки и фортепиано BB 96b (1928; 2-я ред. 1945)
Светская кантата (Cantata profana) BB 100
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром BB 101
Сонатина для фортепиано BB 102a
Трансильванские танцы для оркестра BB 102b
Венгерские эскизы (вар.: Венгерские картины) для оркестра, Sz 97, BB 103 (оркестровка 5 фортепианных пьес из разных сборников)
44 скрипичных дуэта BB 104
Микрокосмос, для фортепиано (6 тетрадей, 153 пьесы) BB 105
Венгерские крестьянские песни для оркестра BB 107
Венгерские народные песни для скрипки и фортепиано BB 109
Струнный квартет № 5 BB 110
Из прошлых времен. Кантата для мужского хора без сопровождения BB 112
Маленькая сюита для фортепиано BB 113
Музыка для струнных, ударных и челесты BB 114
Контрасты, для скрипки, кларнета и фортепиано BB 116
Концерт № 2 для скрипки с оркестром BB 117
Дивертисмент для струнного оркестра BB 118
Струнный квартет № 6 BB 119
Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра BB 121
Концерт для оркестра BB 123
Соната для скрипки соло BB 124
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром BB 127 (оркестровка не окончена; исполняется в ред. Тибора Шерли)
Концерт для альта с оркестром BB 128 (не окончен; исполняется в ред. Тибора Шерли)