Блинов Иван Гаврилович

Русский каллиграф и художник-миниатюрист, книгописец. За свой творческий период Блинов переписал и оформил около 200 средневековых рукописей самых разных жанров. Среди переписанных Блиновым произведений: «Житие Василия Нового», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и другие.


Иван Гаврилович Блинов родился 5 (18) ноября 1872 году в деревне Кудашиха Балахнинского уезда Нижегородской губернии Российской империи.

Его родители Гавриил Андреевич и Любовь Клементьевна Блиновы были крестьяне. Семья принадлежала к беглопоповцам. Дед и дядя по материнской линии - иконописцы, также занимались росписью прялок.

Иван провел детство в доме деда в деревне Косково на реке Узоле. Там же выучился чтению и письму. Рано начал рисовать. В подростковом возрасте увлекся перепиской книг. Первыми работами юного И. Блинова были тетради с текстами канонов избранным праздникам и святым, которые он переписывал по заказу одного из городецких книготорговцев.

В 1887 году начинающий каллиграф создает своё первое крупное произведение - Канонник объёмом в 219 листов, а год спустя Блинов переписывает лицевой Толковый Апокалипсис.

На рубеже 1880-1890-х годов художник начинает работать на городецких купцов-коллекционеров Петра Овчинникова и Григория Прянишникова, а с 1895 года - на горбатовского купца Николая Никифорова. Из произведений, выполненных Иваном Гавриловичем с 1894 по 1901 год, выделяются несколько лицевых списков «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Канон Честному Кресту», демонстрировавшийся на палеографической выставке 1899 года, и роскошный лицевой Канонник, куда вошли десять канонов на двунадесятые праздники.

В процессе работы Блинов параллельно изучает богатейшие книжные собрания своих заказчиков, знакомится с другими переписчиками, художниками-миниатюристами и иконописцами, ещё более шлифуя собственный навык. Таким образом, к концу 1890-х годов Иван Гаврилович становится общепризнанным мастером - каллиграфом и миниатюристом, чьи работы с охотой приобретались многочисленными коллекционерами: Е. В. Барсовым, А. П. Бахрушиным, С. Т. Большаковым и др.

С середины 1890-х годов Блинов стал пробовать себя в реставрации: досконально освоив манеру и технику различных книгописных школ, художник дописывает утраченные фрагменты различных рукописей, украшает неиллюминированные манускрипты орнаментами и «картинами». Свидетельством признания заслуг Ивана Гавриловича в качестве реставратора явилось приглашение мастера на открывшийся во Владимире в конце июня 1906 года 3-й областной историко-археологический съезд.

В 1905 году по заданию Нижегородской городской думы художник приступает к созданию лицевого списка «Иудейской войны» Иосифа Флавия, работает в библиотеках Казанского университета и КазДА.

В конце 1900-х годов связи в среде старообрядческих предпринимателей приводят Блинова в Москву, где он посещает Московский публичный и Румянцевский музеи, работает в хранилищах Исторического музея и Третьяковской галереи, изучает Синодальную библиотеку и библиотеку Троице-Сергиевой лавры, штудируя манускрипты, созданные лучшими мастерами своего времени.

В Петербурге художник знакомится с книжно-рукописным собранием Императорской публичной библиотеки.

Оттачивая собственный стиль, особое внимание Иван Гаврилович уделяет манускриптам, созданным в кремлёвских мастерских в XVI - начале XVII века, в первую очередь, Лицевому летописному своду Иоанна Грозного, - именно эти книги становятся образцами для большинства его работ.

С начала 1909 по 1916 год (с небольшими перерывами) Блинов работает в Московской старообрядческой книгопечатне, принадлежавшей беглопоповскому предпринимателю и коллекционеру, доверенному лицу Н. А. Бугрова Л. А. Малехонову, который по рекомендации Г. М. Прянишникова предложил Ивану Гавриловичу должность старшего корректора славянского шрифта с окладом 25 рублей в неделю.

Помимо основной работы в типографии, Блинов также выполнял частные заказы, причем его профессиональная репутация как каллиграфа и мастера-книгописца была к тому времени столь высока, что в числе его заказчиков был и Императорский двор.

Работая в Нижнем Новгороде, Казани, Москве и Санкт-Петербурге, Иван Гаврилович с лихвой пользовался теми возможностями, что предоставляли ему книгописные собрания вышеперечисленных городов: мастерство Блинова росло год от года.

На рубеже 1900-х - 1910-х годов Иван Гаврилович знакомится с художником Д. С. Стеллецким. Плодом их совместных творческих усилий стал лицевой список «Слова о полку Игореве» (не сохранился). Текст «Слова» был написан И. Блиновым, а иллюстрации выполнены Д. Стеллецким.

В 1912 году вместе с другим известным художником, А. И. Савиновым, И. Г. Блинов работает под Харьковом, в усадьбе Натальевка, принадлежавшей крупному предпринимателю-сахарозаводчику, коллекционеру и меценату П. И. Харитоненко. Иван Гаврилович выполняет надписи в возводившейся в 1911-1913 годах по проекту А. В. Щусева церкви Всемилостивейшего Спаса.

В 1912-1914 годах Блинов создаёт три новых списка «Слова о полку Игореве». Первый приобрёл московский купец 2-й гильдии Е. Е. Егоров, а третий - известный ценитель старины, член Государственного совета князь А. А. Ширинский-Шихматов.

Помимо Д. С. Стеллецкого и А. И. Савинова, Иван Гаврилович сотрудничает и с прочими не менее знаменитыми художниками своего времени: В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, Б. В. Зворыкиным.

С 1916 года художник трудится в «Товариществе скоропечатни А. А. Левенсон», выполняя заказы для Императорского двора. - В частности, им были созданы рисунки трёх статутов к дамскому ордену св. блгв. княгини Ольги: для императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны и вдовствующей императрицы Марии Феодоровны. Для выполнения заказа Блинов был затребован в Царское Село, где 3 недели прожил у начальника Царскосельского дворцового управления князя М. С. Путятина. За эту работу Иван Гаврилович получил 500 рублей, золотую медаль на Андреевской ленте с надписью «За усердие» и письменную благодарность от государыни.

В том же, 1916 году, Блинова мобилизовали на службу в Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. В период прохождения воинской службы книгописец знакомится с рядом известных современников: художниками И. А. Шарлеманем и П. С. Наумовым, поэтом С. А. Есениным.

Революционные события февраля - октября 1917 года застали Ивана Гавриловича в расцвете творческих сил и на пике карьеры, однако для новой власти его талант оказался совершенно чужд. Тем не менее художник продолжает активно работать, и следующий, 1918 год, стал, вероятно, наиболее плодотворным в творчестве И. Блинова.

В материальном отношении наиболее тяжёлым для Ивана Гавриловича стал 1919 год. В тот год Блинов пишет полотно «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин. 21:15-17). По признанию художника, сюжет картины нарисовался в его голове во время молитвы за службой.

В марте 1919 года Блинов вошёл в состав Учёной коллегии Российского Исторического музея. В 1920 году художник становится директором и по совместительству научным сотрудником Городецкого краеведческого музея, одним из организаторов которого он являлся. В 1925 году Иван Гаврилович по семейным обстоятельствам возвращается в родную деревню.

Во второй половине 1920-х - 1930-х годов сменил несколько профессий: работал в колхозе, был лектором и оформителем в сельском клубе, ответственным редактором городецкой газеты «Колхозный ударник», учителем в колонии. Постоянно находясь под подозрением властей, художник то и дело возвращается к любимому занятию - переписке и оформлению рукописей: составляет и украшает красочными миниатюрами «Историю города Городца», для детей и внуков переписывает маленькие книжечки с канонами. Но в советских реалиях книгописный труд не только не приносит Блинову какого-либо дохода, но лишь усиливает его репутацию «неблагонадежного».

Незадолго до кончины Блинов получает письмо от своего давнего друга, историка и археографа Г. П. Георгиевского, в котором последний предлагал Блинову выполнить для него новую книгу, «Слово о полку Игореве» Однако, принявшись за данный заказ, Иван Гаврилович не успел его завершить.

Скончался в родной Кудашихе 8 июня 1944 году на 72-м году жизни. В 1985 году кладбище, на котором покоился Иван Гаврилович, было уничтожено. Могила самого художника по настоянию родственников и общественности Городца восстановлена в 1988 году.

Творчество

За свой творческий период Блинов переписал и оформил около 200 средневековых рукописей самых разных жанров, ряд из которых до сих пор не выявлен и не описан. Некоторые книги создавались в двух или в нескольких списках. Среди переписанных Блиновым произведений: «Житие Василия Нового» (1893), «Сказание о Мамаевом побоище» (1894), «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (1890-е годы, 1900, 1901), «Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре» (1895), «Изборник Святослава» 1073 года (1896), «Повесть об убиении царевича Димитрия» (1896), «Слово о полку Игореве» (конец 1890-х, 1911, 1912, 1913, 1914, 1929, 1944), «Житие Павла Обнорского» (1903), «Иудейская война» (1909), «Акафист преподобному Серафиму Саровскому» (1917), «Мудрость Менандра Мудрого» (1918), «Житие Анастасии Узорешительницы» (1918), «Повесть Аммония мниха о святых отцах, в Синае и Раифе избиенных» (в соавторстве с сыном Иваном, 1918), «История города Городца» (1937), многочисленные канонники, синодики, сборники, отдельные службы, каноны и акафисты избранным праздникам и святым и многое др.

Кроме того, Иван Гавриловичем было мастерски отреставрировано (в том числе восполнено и иллюминировано) значительное количество рукописных книг, созданы отдельные миниатюры, два настенных листа «Ополчение и поход великого князя Димитрия Иоанновича…» (1890-е годы) и несколько картин на духовно-историческую тематику («Протопоп Аввакум и боярыня Морозова», «Жалованная грамота Григорию Орлову», «История Городецкой старообрядческой часовни», «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»).

Блинов безупречно воспроизводил стиль любого периода эпохи XI-XVII веков, причем делая это как путём точного копирования соответствующего манускрипта, так и посредством творческого подхода, обусловленного глубочайшим знанием книгописных образцов означенного времени.

В своем творчестве Иван Гаврилович применял все типы славянского письма, опираясь на наиболее совершенные средневековые образцы. Более того, целый ряд рукописей он переписал крупным уставным письмом собственного изобретения.

Рисунок Блинова четкий, уверенный, виртуозный. Во многих и без того миниатюрных произведениях прописаны мельчайшие детали. Манера письма по большей части динамична и эмоциональна.

Работы Ивана Гавриловича явились своеобразным итогом развития восточнославянской каллиграфии и книжной живописи, вобрав в себя лучшее из художественного наследия предыдущих столетий.

«Ивану Гавриловичу Блинову, - отмечает Е. М. Юхименко, - <…> принадлежит особое место в художественной культуре эпохи модерна. В нём зримо воплотилась связь новорусского стиля с подлинными, древнерусскими корнями этого искусства».

Сегодня труды И. Г. Блинова хранятся в Российской государственной библиотеке, Историческом музее, Городецком краеведческом музее, Российской национальной библиотеке и в ряде др. мест. Некоторое количество работ находится также в частных коллекциях, включая зарубежные.

Семья

Когда Ивану Блинову исполнилось 19 лет, он женился на 18-летней крестьянке Вере Павловне, в браке с которой родилось семеро детей: сыновья Иван (унаследовал от отца «любовь ко всему художественному»), Филарет и Андрей; дочери Надежда, Александра, Таисия, Васса. Иван Гаврилович и Вера Павловна находились в теплых отношениях с 17 лет, и их брак был счастливым: в архиве художника сохранились исполненные нежных чувств и привязанности письма к жене, написанные народным языком в характерной архаичной манере. От Александры у Ивана Гавриловича родилась внучка Валентина Кондратьевна Романова (в девичестве Горячева), сохранившая множество памятников жизни и творчества своего деда. Правнуки: Алексей Викторович Жарёнов, Сергей Дмитриевич Романов. Праправнуки: Александр Александрович Кротиков, Дмитрий Сергеевич Романов - нижегородский артист.

Память

Мемориальная доска установлена на здании Городецкого краеведческого музея 7 сентября 2005 года.

В 2018 году Ивану Блинову был посвящён документальный фильм «Мир Ивана Гавриловича», созданный его праправнуком, нижегородским режиссером Дмитрием Романовым.

08.06.2024
Связанные новости и события
  • 08.06.2024
    08 июня 2024
    80 годовщина смерти Ивана Блинова
    Блинов Иван Гаврилович - русский каллиграф, книгописец и художник-миниатюрист. Его профессиональная репутация была столь высока, что в числе его заказчиков был и Императорский двор. После Февральской революции для новой власти его талант оказался совершенно чужд, но он не оставил свое дело. Позднее вошел в состав Ученой коллегии Российского Исторического музея и стал одним из организаторов, а потом директором и научным сотрудником Городецкого краеведческого музея.
  • Книгописец
  • Каллиграф
  • Художник

Родился: 18 ноября 1872 года (151 год назад)
Умер: 8 июня 1944 года (80 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.