Даргомыжский Александр Сергеевич

Российский композитор, чье творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода творчества «Могучей кучки». Основоположник реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие музыканты последующих поколений.


Александр Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Даргомыж, Тульская область. Мальчик получил разностороннее домашнее образование. В 1817 году вместе с семьей переехал в Петербург, где начал обучаться музыке. Первым его учителем являлась Луиза Вольгенборн. С 1821 года на протяжении семи лет учился у Адриана Данилевского, который выступал противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.

В 1827 Даргомыжский зачислен канцеляристом, без жалованья в штат министерства Двора. C 1828 по 1831 год учителем композитора являлся Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Александр занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.

В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано: «Марш», «Контрданс», «Меланхолический вальс», «Казачок» и некоторые романсы и песни «Светит месяц на кладбище», «Кубок янтарный», «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья».

Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным: братом поэта Александра Пушкина, Петром Вяземским, Иваном Козловым. В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

В 1837 году Даргомыжский начал работу над оперой «Лукреция Борджиа», по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эту работу оставил и начал сочинение новой оперы «Эсмеральда» также на сюжет Гюго. Впервые опера поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.

В это время Александр Сергеевич отправился в путешествие по Европ, где посещал Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, знакомился с многими известными композиторами и исполнителями: Шарль Берио, Анри Вьетан, Гаэтано Доницетти.

Даргомыжский выступал основоположником русской классической школы. Его центральное произведение: опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра, народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке. Александр Сергеевич впервые воплотил в музыке тему социального неравенства.

Также обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия» уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приемы, развитые впоследствии русскими композиторами.

В своем творчестве Даргомыжский основывался на методе так называемого интонационного реализма. Его девизом было: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Наиболее радикально осуществлен этот принцип в опере «Каменный гость», которая почти полностью основана на мелодизированном речитативе.

В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизмененный текст литературного произведения. Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно-вокальном жанрах. Помимо сочинения музыки занимался и музыкально-общественной деятельностью.

В 1859 году Даргомыжский избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием «Могучая кучка», а также участвовал в работе сатирического журнала «Искра». С 1867 года входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.

После смерти матери Даргомыжский освободил крестьян от крепостного бремени, подарив в собственность землю, на которой они жили и работали. Такое поведение было исключительным для России XIX века, и его стали называть самым гуманным помещиком современности.

Александр Сергеевич Даргомыжский скончался 17 января 1869 года в городе Санкт-Петербург. Похоронен великий композитор на Тихвинском кладбище, в Некрополе мастеров искусств.

Творчество Александра Даргомыжского

Творчество Александра Даргомыжского

Оперы

«Эсмеральда». Опера в четырех действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Написана в 1838-1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 17 декабря 1847 года.

«Торжество Вакха». Опера-балет по одноименному стихотворению Пушкина. Написана в 1843-1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 23 января 1867 года.

«Русалка». Опера в четырех действиях на собственное либретто по одноименной неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848-1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 16 мая 1856 года.

«Мазепа». Эскизы, 1860 год.

«Рогдана». Фрагменты, 1860-1867 годы.

«Каменный гость». Опера в трех действиях на текст одноименной «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866-1869 годах, окончена Ц. А. Кюи, оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16(28) февраля 1872 года.

Произведения для оркестра

«Болеро». Конец 1830-х.

«Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году.

«Казачок». Фантазия. 1864 год.

«Чухонская фантазия». Написана в 1863-1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.

Камерные вокальные произведения

Песни и романсы для двух голосов и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов, в том числе «Петербургские серенады», а также фрагменты неоконченных опер «Мазепа» и «Рогдана».

Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова Беранже в переводе В. Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского), «Червяк» (слова Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».

Произведения для фортепиано

Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок».

«Блестящий вальс». Около 1830 года.

Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.

«Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год.

Две мазурки. Конец 1830-х.

Полька. 1844 год.

Скерцо. 1844 год.

«Табакерочный вальс». 1845 год.

«Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год.

«Песня без слов» (1851)

Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х)

Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865)

Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда»

Память об Александре Даргомыжском

Память об Александре Даргомыжском

Памятник на могиле А. С. Даргомыжского, установленный в 1961 году в Некрополе мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Скульптор А. И. Хаустов.

Находящееся в Туле музыкальное училище с 1958 года носит имя А. С. Даргомыжского.

В поселке Арсеньево Тульской области в 1989 году установлен бронзовый бюст на мраморной колонне (скульптор В. М. Клыков, архитектор В. И. Снегирев). Он был первым и до 2013 года единственным в мире памятником Даргомыжскому.

Именем Даргомыжского названы улица в Липецке, а также в Краматорске, Харькове, Владимире, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Тюмени, Алма-Ате, Астрахани, Темрюке.

На доме 30 по Моховой улице в Санкт-Петербурге в 1911 г. установлена мемориальная доска.

Именем «Композитор Даргомыжский» назван теплоход, однотипный с «Композитор Кара Караев».

В 1963 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Даргомыжскому.

Постановлением № 896 от 27 октября 1995 года Правительства г. Москвы Детской музыкальной школе № 50 (по ул. Цандера, 7) присвоено имя А. С. Даргомыжского.

Личные вещи А. С. Даргомыжского хранятся в Вяземском историко-краеведческом музее.

Имя А. С. Даргомыжского с 2002 года носит Детская школа искусств г. Вязьма. В 2008 году на фасаде школы установлена мемориальная доска.

Решением Смоленского Облисполкома № 358 от 11 июня 1974 года деревня Твердуново в Исаковском сельсовете Вяземского района объявлена памятником истории и культуры регионального значения, как достопримечательное место, где прошли детские годы композитора А. С. Даргомыжского.

В 2003 году в бывшем имении А. С. Даргомыжского - Твердуново, ныне урочище в Вяземском районе Смоленской области в его честь установлен памятный знак.

В поселке Исаково Вяземского района Смоленской области именем А. С. Даргомыжского названа улица. Постановлением № 72 от 28.01.2016 г. Администрации МО «Вяземский район» имя Даргомыжского присвоено одной из улиц и в г. Вязьма.

На автодороге Вязьма - Темкино, перед поселком Исаково, в 2007 году установлен автодорожный указатель, показывающий дорогу в бывшее имение А. С. Даргомыжского - Твердуново.

Документальный биографический фильм: «Слыхали ль вы? Александр Даргомыжский. Истории из жизни российских музыкантов» Автор Т.Слюсаренко. Режиссер А.Торстенсен. Телекомпания «Вектор-Русь». ГТРК «Культура». 2008.

Центральный Банк России 9 января 2013 года выпустил в обращение памятную монету из драгоценного металла, посвященную 200-летию со дня рождения композитора А. С. Даргомыжского, в серии «Выдающиеся личности России».

В январе 2013 года в соответствии с решением Комиссии Федерального агентства связи по государственным знакам почтовой оплаты в почтовое обращение вышел конверт с оригинальной маркой «200 лет со дня рождения А. С. Даргомыжского (1813-1869), композитора».

На портале Культурное наследие России Министерства культуры РФ записана видео-лекция кандидата искусствоведения РАМ им. Гнесиных М. А. Букринской «200-летие со дня рождения А. С. Даргомыжского».

В мае 2013 года, при содействии Председателя Государственной Думы России С. Е. Нарышкина, в г. Вязьма Смоленской области композитору А. С. Даргомыжскому установлен бронзовый бюст на мраморной колонне. Автор скульптор И. Н. Чумаков (Минск). Это второй в мире памятник А. С. Даргомыжскому, установленный под открытым небом.

Самолет Аэрофлота Airbus A319 (VP-BDN) носит имя «А. Даргомыжский».

Семья Александра Даргомыжского

Семья Александра Даргомыжского

Отец - Сергей Николаевич, внебрачный сын жены богатого помещика Алексея Петровича Ладыженского (1738-1826), который и владел имением в Чернском уезде. Вскоре после рождения (в 1789 году) Сергей был взят на воспитание полковником Николаем Ивановичем Боучаровым (1749-1794 гг.), который привез его в свое имение Даргомыжка в Белевском уезде Тульской области.
Мать - Княжна Мария Борисовна Козловская, сестра знаменитого остряка Петра Козловского, вышла замуж против воли родителей.

Братья и Сестры - Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

13.02.2018
Связанные статьи

Известные музыканты России

Искусство

Мусоргский Модест Петрович

Русский Композитор
Культура

Глинка Михаил Иванович

Композитор
Культура
Связанные новости и события
  • 17.01.2024
    17 января 2024
    155 годовщина смерти Александра Даргомыжского
    Творчество композитора оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений. В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Другая опера Даргомыжского - «Русалка» - также стала значительным явлением в истории русской музыки - это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. Две оперы относительно раннего периода творчества Даргомыжского - «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» - ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью.
  • 17.01.2023
    17 января 2023
    День памяти Александра Даргомыжского
    Александр Сергеевич Даргомыжский - российский композитор, чье творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода творчества «Могучей кучки». Основоположник реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие музыканты последующих поколений.
  • Российский Композитор
  • Музыкант

Дата рождения: 14 февраля 1813 года (211 год назад)
Дата смерти: 17 января 1869 года (155 лет назад)

Известные музыканты России

Искусство

Мусоргский Модест Петрович

Русский Композитор
Культура

Глинка Михаил Иванович

Композитор
Культура
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.