Швейцарский писатель. Богослов и поэт. Заложил основы криминальной антропологии.
Иоганн Лафатер родился 15 ноября 1741 года в городе Цюрих, Швейцария. Изучал богословие, занимал должность пастора в своем родном городе. Позднее, за протест против оккупации Швейцарии французами выслан из Цюриха, но через несколько месяцев вернулся. Вскоре издал сборник стихотворений, за которым последовал сборник богословского содержания.
Еще с 1769 года стал собирать материалы для «Физиономики», которая вышла в Лейпциге и Винтертуре, с массой рисунков лучших по тем временам граверов. В 1778 году вышло французское издание, в Гааге, еще более удачное в отношении рисунков. Физиогномика стала главной целью жизни Лафатера, хотя и продолжал заниматься богословскими трудами/
Теория физиономики Лафатера заключается в положение о том, что человек есть существо животное, моральное и интеллектуальное, вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре; поэтому физиономика в широком смысле слова обнимает всю морфологию человеческого организма, соприкасаясь с хирогномией, подоскопиейи.
Но так как наиболее выразительным «зеркалом души» является у человека голова, то физиономика может ограничиться изучением черепа и лица человека. Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба: моральная и чувственная жизнь в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; животные качества человека символизируются складом рта и линиями подбородка. Центральный орган лица глаза, с окружающими их нервами и мускулами.
Обаяние личности Лафатера не могло быть поколеблено остроумными нападками многих известных людей того времени на «Физиономику». Кроме того, написал еще несколько библейских эпопей и сборников религиозной тематики и издавал свои сочинения. На философские взгляды Лафатера повлияли, по мнению некоторых исследователей, одновременно пиетизм и либерализм. В своих проповедях отождествляет «веру» и «любовь». Установление компромисса между взглядами церкви и взглядами общества стало постоянной целью Лафатера. Даже старался примирить животный магнетизм Месмера со спиритуализмом религии и позитивизмом науки.
Иоганн трагически погиб 2 января 1801 года, пытаясь увещевать пьяных французских мародеров. Один из них выстрелил в Лафатера, который от этой раны и умер. Перед смертью простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение. Современники весьма уважали писателя, что отмечает Карамзин в «Письмах русского путешественника», повествуя о встрече с ним.
Издания Сочинений Иоганна Лафатера
Посмертное издание сочинений Лафатера сделано Л. Геснером («L’s nachgelassene Schriften», Цюрих, 1801-1802).
Из позднейших изданий распространено: «L.-'s Physionomik im Auszuge» (Цюр., 1860). О Лафатере писали: Bodemann, «L. nach seinem Leben, Leben und Wirken dargestellt» (Гота, 1856);
Fr. Muncker, «L. Eine Skizze seines Lebens und Wirkens» (Штуттг. 1883).
На русский язык физиономика Лафатера переведена в 1817 г. О физиономике с современной точки зрения см. сочинение Пидерита: «Мимика и физиономика» (перевод частью напечатан в журнале «Артист», 1891, № 13; 1892, № 21; 1893; № 32).