Афинский мыслитель. Христианский святой. Согласно церковному преданию, являлся учеником апостола Павла и первым епископом Афин. Память совершается 17 января и 16 октября.
Дионисий Ареопагит родился в I веке в городе Афины, Греция. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном стал свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Иисуса Христа. После возвращения в Афины избрани членом ареопага.
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге, Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании.
В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, Дионисий схвачен и ввергнут в темницу. Ночью святой совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих.
Наутро, около 96 года, Дионисий Ареопагит был обезглавлен. Обезглавленное тело священномученика встало, взяло в руки свою голову и прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Православная Церковь дважды в год почитает память священномученика в день Собора апостолов от семидесяти 17 января и 16 октября.
Католическая Церковь празднует день памяти святого Дионисия 9 октября.
Католическая базилика Сен-Дени, расположенная в 4 километрах от Монмартра, хранит мощи священномученика Дионисия и его спутников - святых мучеников Рустика и Елевферия.
Имя Дионисия Ареопагита носит улица в афинском районе Макрияни.
«О небесной иерархии». В ней излагается христианское учение о мире Ангельском. Ангельская (или Небесная) иерархия состоит из девяти Ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы
«О церковной иерархии». Является продолжением его книги «О Небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и Ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
«О Именах Божиих», излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
«О мистическом богословии», излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога – нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.