Мережковский Дмитрий Сергеевич

Российский писатель. Переводчик. Религиозный философ. Историк. Философ. Вошел в историю как теоретик и основатель русского символизма. Оригинальный мыслитель XX века. Его статьи собраны в книгах: «Грядущий Хам», «В тихом омуте», «Не мир, но меч», «Больная Россия».


Дмитрий Мережковский родился 14 августа 1866 года в городе Санкт-Петербург. Отец писателя Сергей Иванович являлся чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских находилось шестеро сыновей и три дочери. После школы Дмитрий окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В юношестве начал писать стихи. И уже в пятнадцать лет публиковал свои творения в разных изданиях.

В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к Федору Михайловичу Достоевскому, чтобы тот оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании опубликовались стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения», а через четыре года сборник «Символы. Песни и поэмы». Далее появилась брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Для Дмитрия Сергеевича 1899 год стал поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, Гиппиус подала идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Мережковскому пришла с его романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно заграницей вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». Там же поэт начал трилогию на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

Через два года публикуется первая часть этой трилогии «Павел I», за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть «Александр I» выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» в 1918 году.

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов», «Мессия», «Наполеон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и «Данте». 

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в храме Святого Александра Невского. Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.

Творчество Дмитрия Мережковского

Творчество Дмитрия Мережковского

Библиография

Романы

«Христос и Антихрист»:
«Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895)
«Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901)
«Антихрист. Петр и Алексей» (1904-1905)

«Царство Зверя»:
«Павел I» (1908)
«Александр I» (1911-1913)
«14 декабря» (1918)

Дилогия о примордиальном Христианстве:
«Рождение богов. Тутанкамон на Крите» (1924)
«Мессия» (1926-1927)

Итальянские новеллы
«Рыцарь за прялкой» (1895)
«Святой Сатир» (1895)
«Из Анатоля Франса» (1895)
«Любовь сильнее смерти» (1896)
«Наука любви» (1896)
«Железное кольцо» (1897)
«Превращение» (1897)
«Флорентийская новелла XV века» (1897)
«Хроника XVI века»
«Микеланжело»

Философские и религиозные произведения

Трилогия о Троице и примордиальном христианстве
«Тайна Трех: Египет и Вавилон» (1925)
«Тайна Запада: Атлантида- Европа» (1930)
«Иисус Неизвестный» (1932-1934)

«Лица святых от Иисуса к нам»
«Павел. Августин» (1936)
«Св. Франциск Ассизский» (1938)
«Жанна д’Арк и Третье Царство Духа» (1938)

«Испанские мистики» (1940-1941)
«Св. Тереза Иисуса»
«Св. Иоанн Креста»
«Маленькая Тереза»

Исторические эссе

Дилогия о государственных деятелях
«Наполеон» (1929)
«Данте» (1939)

«Реформаторы»
«Лютер»
«Кальвин»
«Паскаль»

Поэзия

«Стихотворения, 1883-1887» (1888)
«Символы. Песни и поэмы» С-Петербург, Изд. А. С. Суворина (1892)
«Новые стихотворения» (1891-1895)
«Собрание стихов» (1904, 1910)

Критика и публицистика

«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892)
«Вечные спутники» (1897)
«Лев Толстой и Достоевский» (1901-1902)
«Гоголь и черт» М., 1906, она же «Гоголь. Творчество, жизнь и религия»» (1909)
«Чехов и Горький»
«Пушкин»
«М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»
«Грядущий хам» (1905), сборник статей
«Царь и революция» (1907), сборник статей
«Не мир, но меч; К будущей критике христианства» (1908)
«Было и будет. Дневник» (1910-1914)
«Невоенный дневник» (1914-1916)
«Больная Россия» (1906)
«В тихом омуте»
«Лица»
«Акрополь»
«Россия и большевизм»
«Царство Антихриста»

Драматургия

«Борис Годунов» (киносценарий)
«Данте» (киносценарий)
«Будет радость»
«Гроза прошла»
«Маков цвет»
«Митридан и Натан»
«Осень»
«Романтики»
«Царевич Алексей»
«Юлиан-Отступник»

Переводы

Переводы из Эдгара Аллана По. «Ворон». Поэма (1890)«Легеля». Фантастическая новелла (1893)
«Гете. Фауст. Пролог на небесах» (1892), перевод с немецкого
«Из книги Та-Хио (Великая наука)»
«Из книги Чунг-Юнг (Неизменность в середине)»
«Из книги Лунь-Ю (Беседы мудрецов)»
«Из книги Менг-Тсе (Менция)»

Семья Дмитрия Мережковского
Семья Дмитрия Мережковского

Жена - Зинаида Гиппиус (в браке с января 1889 года)

06.11.2020
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.