Российский архитектор и градостроитель. Член-корреспондент Академии архитектуры Советского Союза. Лауреат трех Сталинских премий второй степени. Утверждал, что архитектура должна ориентироваться на постоянное развитие, обновление, создание новых форм.
Алексей Душкин родился 6 января 1904 года в селе Александровка, Украина. Мальчик вырос в семье агронома. Детские годы оказались более чем благополучными: образованная, счастливая семья, дружные дети, гувернер, интересная атмосфера. Все это позволяло Леше гармонично развиваться. По окончанию училища по настоянию отца поступил в харьковский мелиоративный институт. Но призвания к сельскому хозяйству не испытывал.
В 1923 году Душкин перевелся на химический факультет, но и здесь долго не задержался. В 1925 году, сразу после кончины отца, перевелся на инженерно-строительный факультет. А потом добился того, что его приняли в мастерскую знаменитого архитектора Алексея Николаевича Бекетова.
Дипломный проект «Здание комбината печатников» Душкина принят наставниками благосклонною. В 1930 году завершил обучение, но документа об окончании института Алексей Николаевич так и не получил по причине невозможности или нежелания ликвидировать задолженность по украинскому языку.
После выпуска из института Душкин распределен на работу в харьковский Гипрогор. Начало его творческого пути связано с конструктивизмом. Молодой специалист попал под сильное творческое влияние знаменитых отечественных архитекторов Леонида, Александра и Виктора Весниных. В 1933 году устроился на работу в мастерскую Ивана Александровича Фомина, где увлекся эстетикой «ар деко». В этот период работал в команде над проектами новой среды в городе Донбасс, зданием Автодорожного института в Харькове.
Параллельно, Душкин участвовал в различных конкурсах, чтобы заявить о своем видении современной архитектуры. Среди наиболее заметных проектов: Дворец радио, Институт Маркса-Энгельса-Ленина, Московский Академический кинотеатр. В них Алексей выступал частью команды, но пока еще не лидером коллектива. Совместно с Яковом Додицей сделал проект клуба железнодорожников в Дебальцево, который удостоился первой премии.
Приняв участие в конкурсах на московские Дворец советов и Дворец радио переехал в Москву. С 1934 года проектировал станции московского метро: «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Автозаводская», «Новослободская», «Маяковская», «Павелецкая».
За некоторые свои проекты получил Сталинские премии. Подземная архитектура станций, спроектированных Душкиным, особенно «Кропоткинской» и «Маяковской» принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая сближается с международным «ар деко». Исполненные под его руководством проекты легли в основу целого ряда вокзальных зданий, решенных в духе послевоенного «стиля триумф». Так, среди творений Душкина: железнодорожные вокзалы в Симферополе и Днепропетровске, Сочи и Брянске, Евпатории.
Не менее знамениты созданные им крупные градостроительные ансамбли в Москве: с высотным зданием на площади Красных ворот с Борисом Мезенцевым и универмагом «Детский мир» на Лубянской площади.
Во времена Никиты Хрущева началась борьба с космополитизмом, и под эту кампанию попало немало талантливейших художников, в том числе и архитектор Душкин. В 1957 году в результате длительных терзаний, вызванных Постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года, Душкин отстранен от всех проектов и снят со всех должностей. Это было большим стрессом для архитектора.
Душкин, после того как ему пришлось расстаться с большой архитектурой, стал больше отдаваться живописи, которая раньше служила лишь хобби. Также, начал работать в монументальной скульптуре, создавал памятники в Саранске, Владимире, монумент Гагарину в Москве в тандеме со скульптором Бондаренко, монумент Победы в Новгороде. Душкин делает надгробия Станиславскому, Эйзенштейну, которые можно увидеть на Новодевичьем кладбище.
В 1959 году пришел на работу в Метрогипротранс на должность главного архитектора. В начале 1960-х годов его привлекли для работы над проектами линий метро в Санкт-Петербурге, Тбилиси, Баку, но авторских проектов вести ему не давали. В 1966 году перенес микроинфаркт, но продолжал работать. В 1976 году начал писать книгу о своем творчестве, но окончить ее не успел.
Параллельно с работой занимался и педагогической деятельностью. До 1974 года преподавал в Московском архитектурном институте.
Алексей Николаевич Душкин умер 1 октября 1977 года в Москве, в возрасте 73 лет от сердечного приступа. Похоронен на Армянском кладбище столицы.
Орден Ленина
Два ордена Трудового Красного Знамени
Сталинская премия второй степени (1941) - за архитектуру станции «Дворец Советов» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича (1935)
Сталинская премия второй степени (1946) - за архитектуру станции «Завод имени Сталина» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича
Сталинская премия второй степени (1949) - за архитектурный проект высотного здания Министерства транспортного строительства у Красных Ворот
Станции метро: «Дворец Советов», «Маяковская», «Площадь Революции», «Завод им. Сталина», «Павелецкая», «Новослободская»
Центральный Детский мир
Высотка на Красных воротах
Генеральный план городов: Горловка, Краматорск
Сохранением памяти об архитекторе сегодня занимается его внучка Наталья Олеговна Душкина, историк архитектуры, профессор МАРХИ. Она написала несколько статей о творчестве деда, а также сегодня читает лекции о его работах.
В 1993 году на доме, в котором 25 лет прожили Душкины, установлена мемориальная доска.
Отец - Николай Алексеевич Душкин, ученый-почвовед, агроном, Потомственный почетный гражданин Вологды.
Мать - Надежда Владимировна Фихтер; по отцовской линии - наполовину немка швейцарского происхождения, наполовину француженка; по линии матери - донская куренная казачка
Брат - Владимир Николаевич Душкин, инженер, белоэмигрант, художник-солдатист.
Жена - Тамара Дмитриевна Кетхудова (брак с 1927).
Сын - Олег (род. 1928).
Внучка - архитектор, профессор МАРХИ Наталья Олеговна Душкина.
Сын - Дмитрий (род. 1940).
Внук - художник А. Д. Душкин.