Выдающийся итальянский композитор. Музыкант возродил и реформировал не только итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия. Автор тридцати девяти опер, духовной и камерной музыки. Его самые известные произведения: «Севильский цирюльник», «Золушка», «Моисей в Египте» и «Вильгельм Телль».
Джоакино Антонио Россини родился 29 февраля 1792 года в городе Пезаро, Италия. В детстве обучался игре на нескольких музыкальных инструментах - скрипке, чембало, альте, изучал музыкальную теорию и учился петь.
С 1806 года поступил в Болонскую филармоническую академию по классам фортепьяно и виолончели, которую закончил в 1810 году. В 1820 году во время революции в Неаполе Россини стал членом национальной гвардии.
В 1824 году был назначен директором театра «Итальен», а в 1826 году занял должность генерального инспектора пения, а также королевского композитора. С 1845 года был директором Болонского музыкального лицея.
Основные работы композитора - оперы, в которых заметна неповторимая щедрость, сатирическая меткость и необычное остроумие. Его опера «Севильский цирюльник» считается одной из лучших итальянских опер. Жанр оперы-буффа был очень обновлен при создании «Золушки» и «Сороки-воровки».
Джоакино Россини искал новые методы и для оперы-сериа, а для ее преобразования очень важны «Отелло», «Моисей в Египте». В 1826 году композитор для Парижа переработал оперу «Магомет 2», которая впоследствии была поставлена под названием «Осада Коринца». В 1828 году он написал «Граф Ори», а через год - лучшую свою оперу народно-героического жанра - «Вильгельм Телль». Кроме 39 опер Джоакино Россини создал вокально-симфонические произведения, вокальные и фортепьянные миниатюры.
Композитор Джоакино Россини умер 13 ноября 1868 года в Пасси, недалеко от Парижа.
Творчество Джоакино Россини
Оперы
Деметрий и Полибий (Demetrio e Polibio) - 1806, пост. 1812, т-р «Валле», Рим
Вексель на брак (La cambiale di matrimonio) - 1810, т-р «Сан-Моизе», Венеция
Странный случай (L’equivoco stravagante) - 1811, «Театро дель Корсо», Болонья
Счастливый обман (L’inganno felice) - 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция
Кир в Вавилоне (Ciro in Babilonia) - 1812, т-р «Муниципале», Феррара
Шёлковая лестница (La scala di seta) - 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция
Пробный камень (La pietra del parugone) - 1812, т-р «Ла Скала», Милан
Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (L’occasione fa il ladro, ossia Il cambio della valigia) - 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция
Синьор Брускино, или Случайный сын (Il signor Bruschino, ossia Il figlio per azzardo) - 1813, там же
Танкред (Tancredi) - 1813, т-р «Ла Фениче», Венеция
Итальянка в Алжире (L’italiana in Algeri) - 1813, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция
Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira) - 1813, т-р «Ла Скала», Милан
Турок в Италии (Il turco in Italia) - 1814, там же
Сигизмунд (Sigismondo) - 1814, т-р «Ла Фениче», Венеция
Елизавета, королева Англии (Elisabetta, regina d’Inghilterra) - 1815, т-р «Сан-Карло», Неаполь
Торвальдо и Дорлиска (Torvaldo e Dorliska) - 1815, т-р «Валле», Рим
Альмавива, или Тщетная предосторожность (Almaviva, ossia L’inutile precauzione), известна под назв. «Севильский цирюльник» (Il barbiere di Siviglia) - 1816, т-р «Арджентина», Рим
Газета, или Брак по конкурсу (La gazzetta, ossia Il matrimonio per concorso) - 1816, т-р «Фьорентини», Неаполь
Отелло, или Венецианский мавр (Otello, ossia Il Mоrо di Venezia) - 1816, т-р «Дель Фондо», Неаполь
Золушка, или Торжество добродетели (Cenerentola, ossia La bontа in trionfo) - 1817, т-р «Валле», Рим
Сорока-воровка (La gazza ladra) - 1817, т-р «Ла Скала», Милан
Армида (Armida) - 1817, т-р «Сан-Карло», Неаполь
Аделаида Бургундская (Adelaide di Borgogna) - 1817, т-р «Арджентина», Рим
Моисей в Египте (Mosè in Egitto) - 1818, т-р «Сан-Карло», Неаполь; франц. ред. - под назв. «Моисей и фараон, или Переход через Красное море» (Moïse et Pharaon, ou Le passage de la mer rouge) - 1827, «Корол. академия музыки и танца», Париж
Адина, или Калиф Багдадский (Adina, ossia Il califfo di Bagdad) - 1818, пост. 1826, т-р «Сан-Карло», Лисабон
Риччардо и Зораида (Ricciardo e Zoraide) - 1818, т-р «Сан-Карло», Неаполь
Эрмиона (Ermione) - 1819, там же
Эдуардо и Кристина (Eduardo e Cristina) - 1819, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция
Дева озера (La Donna del lago) - 1819, т-р «Сан-Карло», Неаполь
Бьянка и Фальеро, или Совет трёх (Bianca е Faliero, ossia II consiglio dei tre) - 1819, т-р «Ла Скала», Милан
Магомет II (Maometto II) - 1820, т-р «Сан-Карло», Неаполь; франц. ред. - под назв. «Осада Коринфа» (Le siège de Corinthe) - 1826, «Корол. академия музыки и танца», Париж
Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце (Matilde di Shabran, ossia Bellezza e cuor di ferro) - 1821, т-р «Аполло», Рим
Зельмира (Zelmira) - 1822, т-р «Сан-Карло», Неаполь
Семирамида (Semiramide) - 1823, т-р «Ла Фениче», Венеция
Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия» (Il viaggio a Reims, ossia L’albergo del giglio d’oro) - 1825, «Театр Итальен», Париж
Граф Ори (Le comte Ory) - 1828, «Корол. академия музыки и танца», Париж
Вильгельм Телль (Guillaume Tell) - 1829, там же