Джордж Баланчин
Баланчивадзе Георгий Мелитонович

Хореограф, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом. В своих новаторских постановках использовал как классическую, так и современную музыку разных стилей. Создатель труппы «Американский балет».


Андрей Баланчивадзе родился 22 января 1904 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе, одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. В 1913 году молодой человек был зачислен в Императорское театральное училище, где учился у Павла Гердта и Самуила Андрианова.

После Октябрьской революции временно школа была распущена, и ему некоторое время пришлось зарабатывать на жизнь тапёрством. Вскоре школу вновь открыл, и Георгий вернулся к занятиям балетом. Выпустившись в 1921 году в числе восьми юношей и четырёх девушек, был принят в кордебалет Государственного театра оперы и балета. Одновременно поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал игру на фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию и композицию.

В начале 1920-х, стал одним из организаторов экспериментальной группы «Молодой балет», где начал пробовать свои силы как хореограф.

Во время поездки на гастроли в Германию в 1924 году Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками решил остаться в Европе и вскоре оказался в Париже, где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете. По совету Дягилева танцовщик адаптировал своё имя на западный манер - Джордж Баланчин.

Вскоре Баланчин стал балетмейстером Русского балета и с 1924 по 1929 год поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Серьёзная травма колена не позволила ему продолжать карьеру танцовщика, и он полностью переключился на хореографию. Среди постановок этого периода - опера-балет М. Равеля «Дитя и волшебство».

После смерти Дягилева в 1929 году Русский балет начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером. В 1932 году являлся главным балетмейстером антрепризы полковника В. де Базиля и Рене Блюма Русский балет Монте-Карло, для которой поставил балеты «Конкуренция» на музыку Орика, «Котильон» на музыку Шабрие и Риети, «Мещанин во дворянстве» на сюиту Рихарда Штрауса. Главные партии этих балетов были созданы для Тамары Тумановой.

Вскоре Баланчин ушёл из Русского балета Монте-Карло, решив организовать собственную труппу - «Балет-1933». Труппа просуществовала лишь шесть месяцев, но за это время провела в Париже фестиваль с тем же названием и осуществила несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вайля («Семь смертных грехов мещанина» на либретто Б. Брехта), Анри Соге. После одного из этих представлений известный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Баланчину перебраться в США и там основать балетную труппу. Хореограф согласился и в октябре 1933 года переехал в США. Приехав в Америку, Баланчин совершенно не знал английского. Впоследствии говорил с сильным акцентом, однако пел без него, утверждая, что это «английский Гарри Харта».

Первым проектом Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Варбурга 2 января 1934 года Школа Американского балета приняла первых учеников. Через год Баланчин основывает профессиональную труппу - «Американский балет», который выступал сначала в Метрополитен-опера, затем гастролировал как самостоятельный коллектив, а в середине 1940-х распался.

В 1936 году Баланчин дебютировал на Бродвее, в «Безумствах Зигфелда»: в качестве хореографа  участвовал в постановке мюзикла Лоренца Харта и Ричарда Роджерса «На кончиках пальцев». Танцевальная сюита из этого мюзикла, «Убийство на Десятой авеню» затем вошла в репертуар «Нью-Йорк Сити Балле».

Новая труппа Баланчина - «Балетное общество» - создана вновь при поддержке Кирстайна. В 1948 году Баланчину поступает приглашение руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» становится Нью-Йоркским городским балетом.

В период с 1950 года по 1960 год Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых - «Щелкунчик» Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

С конца 1970-х у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта - Якоба. Джордж Баланчин умер в 30 апреля 1983 года. Похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке.


Семья Джорджа Баланчина

Отец - грузинский композитор Мелитона Баланчивадзе (1862-1937), один из основоположников современной грузинской музыкальной культуры.

Мать - Васильева Мария Николаевна - русская, с немецкими корнями.

Младший брат - Андрей, также стал впоследствии известным композитором. 

В 1924 году Джордж Баланчин женился на семнадцатилетней танцовщице Тамаре Жевержеевой (Жева), дочери известного театрального деятеля Левкия Жевержеева.

После развода с Тамарой был женат еще 4 раза: Александра Данилова (1926-1933, брак не регистрировали), Вера Зорина (1938-1946), Мария Толчиф (1946-1952), Танакиль Леклер (1952-1969).

Детей не было.

Память о Джордже Баланчине

В Санкт-Петербурге в атриуме Академии танца Бориса Эйфмана Джорджу Баланчину открыт памятник работы скульптора Важи Микаберидзе.

В Санкт-Петербурге, где родился Баланчин, на угловом доме № 9 по Суворовскому проспекту со стороны № 18/9 по 4-й Советской улице к столетию хореографа была открыта мемориальная доска.

22.01.2018
  • Российский Балетмейстер
  • Хореограф
  • Новатор

Родился: 22 января 1904 года (120 лет назад)
Умер: 30 апреля 1983 года (40 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.