Христианский богослов. Поэт.
Один из Учителей Церкви IV века. Канонизирован в лике преподобных.
Сирин Ефрем родился около 306 года в городе Нисибин, Турция. Родители мальчика являлись христианами и принадлежали к быстро растущей христианской общине города. От родителей слышал рассказы о пострадавших за Христа, в том числе и о родственниках. Еще в юности молодой человек решил посвятить себя Богу. Приняв в восемнадцать лет крещение, Ефрем стал учеником епископа и богослова Иакова Низибийского.
Аскет и вероучитель, Иаков соединял наставничество с постом, апостольский труд с молитвой. Иаков основал в Низибии богословское училище, названное позднее «персидской школой». Епископ Иаков оказал во многом решающее влияние на юного Ефрема, сделал его диаконом и доверил ему руководство «персидской школой».
Ефрем являлся суровым аскетом, питался хлебом, ячменем и зеленью. Принадлежал к числу сирийской протомонашеской общины «бнай кияма», члены которой принимали на себя определенные аскетические обеты, и становились «ихидайе», то есть единодушными, тождественными со Христом.
За исключением последних десяти лет, Ефрем Сирин провел всю жизнь в Нисибине. За это время трижды выступал свидетелем осады города персидским шахом Шапуром II. В 363 году, после смерти императора Юлиана Отступника, пограничный Нисибин оказался передан Персии. По условиям мирного соглашения население должно оставить город. Став беженцем, Сирин какое-то время находился в турецком городе Диярбакыр, перед окончательным переселением в Шанлыурфа, на юго-востоке Турции. Там Ефрем продолжал подвижническую жизнь, изучал философию и богословие и стал фактически основателем знаменитой Эдесской школы экзегезы.
Эдесса находилась на территории современного Ирака, между Сирией и Ираном. Господствующим языком региона оставался сирийский. Эдесса являлась столицей Осроены, первого государства, правители которого открыто приняли христианство. Эдесская школа представляла собой хорошо организованное учебное заведение с собственным уставом и программой. Изучение Библии составляло основу курса. Преподобный Ефрем Сирин и его ученики уделяли главное внимание историческому и нравственному смыслу Писания. Постепенно слава «мар Афрема, пророка сирийцев», распространилась по всему Востоку. В его школу большим количеством стекались многочисленные ученики.
Преподобный Ефрем являлся, прежде всего, аскетом, человеком аскетического склада, и в тоже время обладал лирическим дарованием. Его богословские поэмы, гимны как и молитвы, проникнуты живым чувством и личными интонациями. Сирин любил яркие образы, живые природные цвета, лиризм его стихов восхищал современников. Суровая личная аскеза не делала Ефрема суровым к ближним и даже как проповедник покаяния не столько обличал, сколько стремился смягчить и тронуть душу. Дошедшие до нас сочинения насыщены радостью и светом.
Ефрем оставил комментарии к Писанию, проповеди о вере и о рае. Сирин любил вести беседу о вере и о духовной жизни. Вера восполняется милосердием и молитвой. Молитве сопутствует покаяние, которому открыта вся жизнь Ефрема. По необъятности своего богословского и поэтического наследия назван «лирою Святого Духа».
Во время голода в Эдессе Ефрем организовал кампанию по сбору средств и их распределению. До конца дней Сирин оставался диаконом, жил в добровольной бедности и завещал похоронить себя как нищего странника. Один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт Ефрем Сирин скончался 9 июня 373 года в Эдессе.
Канонизирован Православной церковью в лике Преподобного. День памяти Ефрема Сирина совершается 10 февраля.