Французский изобретатель. Художник. Популяризатор науки. Предвестник мультипликации.
Рейно впервые применил некоторые приемы, ставшие основой технологии мультипликации.
Эмиль Рейно родился 8 декабря 1844 года в городе Монтре, Франция. Сын медальера и часовщика. Мальчик с детства работал у отца в мастерской. С 1858 года начал осваивать ремонт и отладку оптических инструментов, а затем стал одновременно работать помощником парижского фотографа - портретиста Адама Саломона, занимаясь ретушью фотографий.
В 1864 году Рейно стал ассистентом известного лектора и популяризатора науки аббата Муаньо, путешествуя с ним по Франции и учась у своего патрона мастерству популярной лекции. С 1873 года в течении четырех лет читал собственные лекции по физике и естественным наукам в Школе искусств и ремесел города Ле-Пюи-ан-Веле с сопроводительным проецированием на экран.
В это же время Рейно работал над аппаратом, при помощи которого можно рассматривать движущиеся изображения. Взяв за основу зоотроп, устройство, конструкция которого основана на способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения, Рейно усовершенствовал его, соединив с волшебным фонарем, что позволяло увидеть изображение не одному зрителю, а многим одновременно. Рейно придумал заменить цилиндр аппарата мягкой лентой, на которой укреплены желатиновые пластинки размером 4x5 сантиметров; эти картинки через помещенное в центре зеркало отображались на экране.
Кроме того, Эмиль первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя ее отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного волшебного фонаря. Также являлся первым, кто синхронизировал изображение и звук, причем музыкальное сопровождение для своих фильмов сочинял тоже сам.
В Париже 30 августа 1877 года запатентован аппарат Эмиля Рейно, праксиноскоп. Этот день можно считать днем рождения анимации. Праксиноскоп получил одобрительный отзыв на Парижской международной выставке 1878 года и имел коммерческий успех во Франции, Бельгии, Англии, Германии. Изобретатель открыл маленькую мастерскую, где несколько рабочих монтировали призмы из зеркал.
Рейно продолжал усовершенствовать свой аппарат. В 1888 году зарегистрировал проекционный праксиноскоп, лента которого состояла из стеклянных пластинок, расположенных в виде кольца и соединенных лентами проклеенной ткани. Это являлось прообразом современной киноленты.
Эмиль первый использовал для проецирования гибкую ленту с отверстиями и раньше Эдисона применил перфорации к движущимся картинкам. В январе 1889 года изобретатель получил патент на новый аппарат, который назвал «оптическим театром». Через два года Рейно начал давать в музее Гревэн целую серию представлений.
Для каждого фильма Рейно рисовал около полутора тысяч картинок. Сеанс в музее Гревен продолжался около 15 минут, и таких сеансов давал два - три за вечер. По контракту должен ежегодно обновлять программу, что требовало от него поистине титанического труда. В первую программу Рейно входили фильмы «Кружка пива», «Клоун с собачками» и «Бедный Пьеро». В 1894 году создал свой шедевр, пляжную историю «Вокруг кабины».
С рождением в 1895 году кинематографа Рейно пытался в своих фильмах заменить рисунки фотографиями, но безуспешно. Доведенный до отчаяния и совершенно разоренный, разломал свой аппарат и выбросил в Сену ленты. Уцелели только «Бедный Пьеро» и «Вокруг кабины».
Скончался Эмиль Рейно 9 января 1918 года в Иври-сюр-Сен от отека легких.