Епископ Русской церкви. Архиепископ Черниговский. Прославлен православной церковью в лике святителя. Возродил разоренный униатами Киево-Выдубицкий монастырь, восстановил доведенный католиками до запустения Елецкий Успенский монастырь в Чернигове. Основал Печеникскую женскую обитель. Построил храм Домницкого монастыря.
Феодосий родился в конце 1630-х годов XVII века в селе Уланов, Украина. Рос в благочестивой дворянской семье. Отрок воспитывается сначала дома своими родителями в страхе Божием и христианском благочестии, а затем в Киевской Братской Богоявленской школе. По окончании учения всю свою жизнь решился посвятить Богу. И благочестивый пример родителей, и назидательное руководство знаменитого учителя Лазаря Барановича, и святость самого места воспитания - все это содействовало укреплению будущего святителя в желании доброго жития.
Были и другие события, не прошедшие бесследно в его жизни и определившие по воле Божией жребий его на земле. Несогласия, нестроения, которые Феодосий видел в это время и среди властей своей родины, и среди даже их духовных руководителей, побудили его взять на себя благое иго иноческого подвига, стать в одежде воина Христова на страже Церкви Христовой и ратовать с видимыми и невидимыми врагами ее.
Когда и где принял иночество святой Феодосий, точно неизвестно. Несомненно только, что это было еще до 1651 года, когда Киевским митрополитом являлся Дионисий, и совершилось под влиянием Лазаря Барановича. Вскоре по принятии им иночества еще многочестно трудился некоторое время в звании архидиакона Киево-Софийского собора и наместника митрополичьего кафедрального дома.
Киев и Малороссия в это время испытывали большие бедствия от смут, которые произвели противники Богдана Хмельницкого. К несчастью, в этих смутах приняли самое деятельное участие и высшие духовные лица того времени. Сам митрополит Дионисий Балабан перешел на сторону поляков, и временным блюстителем Киевской митрополии назначен Черниговский архиепископ Лазарь Баранович.
В это время Феодосий находился уже в звании иеромонаха Крупицкого Батуринского монастыря, в епархии Лазаря. Святой не пошел за Дионисием к врагам православной веры и народности, а последовал за своим учителем, который хорошо понимал, что Малороссия может быть счастлива только под защитой православного русского царя.
Скоро на святого Феодосия возлагается обязанность высшая - руководить другими в подвигах иночества. В 1662 году уже состоит в звании игумена Корсунского монастыря. В следующем году, по смерти митрополита Дионисия, избран духовенством Польской Украины на Киевскую митрополию епископ Иосиф. Избрание состоялось в Корсуни.
Новоизбранный митрополит, «православия преславный ревнитель, веры святыя восточныя столп непоколебимый» своею первоначальною деятельностью в защиту в Литве православия снискал себе общее сочувствие православных малороссов. Но его политические убеждения не согласны были с убеждениями Лазаря, и московское правительство не согласилось признать его в звании митрополита. Феодосий предвидел это и, зная, что избрание его породит новые смуты и раздоры, своего согласия, которое могло выразиться подписью на избирательном акте, не изъявил.
Несколько позже, состоя уже игуменом Выдубицкого монастыря, в оправдание свое, по поводу доноса, сделанного на него епископом Мефодием, добивавшимся митрополичьего звания, писал киевскому воеводе: «к Тукальскому хотя я и писал, (но) яко к архиерею, а не (как) митрополиту писал, не именовал его пастырем своим и благословения от него не просил есмь ни на какие дела».
В 1664 году Феодосий назначен игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. Сохранилось несколько сведений о деятельности святого, свидетельствующих о его попечительности и ревности по устройству дел обители. Выдубицкий монастырь неоднократно находился в руках униатов. Естественно, что от этого существовали различного рода нестроения, расстройство внутренних порядков жизни монастырской и внешнего материального благосостояния обители. Устроив внутреннюю жизнь обители в духе строгого православия, святитель с большою ревностию и усердием взялся за устройство внешнего ее благополучия.
Ревностная заботливость о нуждах обители вооружила против него иноков соседней Киево-Печерской Лавры. Печерский архимандрит Иннокентий вследствие наветов некоторых монастырских управителей жаловался даже на него местоблюстителю митрополии Лазарю, который по этому поводу и пишет своему бывшему ученику увещательные письма. Не без скорби видит святитель неудовольствие своего учителя и безропотно переносит испытание, посланное ему Богом, верно исполняя свой долг. Но Промысл Божий устрояет все к лучшему. Оправдав себя во мнении своего учителя, Феодосий еще более сблизился с ним. Сам Лазарь обращает теперь особенное внимание на высокие качества его души и в письме своем к нему в пророческом духе изъявляет святителю свое желание, чтобы имя его было написано на небесах.
Любовь и доверие к Феодосию владыки Черниговского все более крепнут и выражаются в том, что святой назначается его наместником по управлению делами Киевской митрополии. Вместе с тем на него обращается всеобщее внимание как на человека высоких совершенств. Именитыми людьми, духовными и светскими, с этого времени возлагаются на него самые серьезные поручения в том убеждении, что с честью и славой для себя и пользою для самого дела выполнит их. С этого же времени замечается общее желание видеть его на одном из лучших мест, где бы он был истинным светильником горящим и светящим.
С 1685 года имя его делается известным в далекой Москве. На него возлагается обязанность представить в Москве государям Иоанну и Петру и патриарху прошения от гетмана, малороссийского духовенства и войсковой старшины об утверждении в звании Киевского митрополита Луцкого епископа Гедеона-Святополка, князя Четвертинского. Посольство увенчалось успехом. Святитель как благопопечительный игумен, исполняя возложенное на него поручение, ходатайствует в Москве об удовлетворении нужд своей обители.
В 1687 году умирает Елецкий архимандрит Иоанникий Голятовский, и по желанию преосвященного Лазаря на его место назначается святой Феодосий. Назначая его архимандритом Елецким, преосвященный Лазарь желает иметь ближе к себе своего ученика и делает его своим помощником, возлагая на него различные дела по управлению епархией. С этого времени Феодосий делается, так сказать, правою рукою своего архиепископа и принимает участие во всех выдающихся церковных событиях того времени.
К этому времени делаются особенно обостренными отношения между представителями Великороссийской Московской и Южно-Русской, Киевской церквей. В Москве смотрят подозрительно на Киев и всю Южную Русь, готовы обвинить духовных руководителей ее в приверженности к католичеству и во всяких ересях.
И вот вскоре после того, как Феодосий стал архимандритом Елецкого монастыря, в Чернигове получается грамота патриарха Иоакима на имя преосвященного Лазаря. Целью грамоты было «известитися, аще во всем согласны суть святей восточней церкви». В грамоте затронут собственно один важный по тому времени вопрос: какого мнения преосвященный Лазарь о Флорентийском соборе, «коея ради вины оный собор бысть и каковым обычаем начася», писалось в грамоте. В таком же смысле была патриаршая грамота и Киевскому митрополиту Гедеону.
В Киеве для ответа патриарху созывается собор из представителей высшего духовенства, и одному из участников его, игумену Кирилловского монастыря, дается поручение списаться с Черниговским архимандритом Феодосием, чтобы узнать мнение Черниговского архипастыря, столпа церковного, по данному вопросу.
Святой Феодосий в своем ответе исполняет обращенную к нему просьбу и вместе с тем, по поручению и просьбе православных участников сбора, составляет ответную патриарху грамоту «доводне показуючи, не имеет быти той собор законным каноническим собором» и проч. Строго православный взгляд Черниговского архиепископа и его ближайшего сотрудника должен был служить оправданием для всей Южно-Русской церкви. Но в Москве пока не удовлетворяются ни ответной грамотой митрополита, ни ответной грамотой преосвященного Лазаря. В сентябре 1688 года и в марте 1689 года получается еще две грамоты, в которых патриарх Иоаким предлагает православным малороссам изложить свое мнение о времени пресуществления Святых Даров.
Ответ на первую из них преосвященный Лазарь посылает со своим архимандритом Феодосием Углицким. Здесь преосвященный, высказывая свой православный взгляд по данному вопросу, выражает в то же время полную готовность «поучитися от всесвятейшего патриарха» и обещает «послушание церкви Божией и вере святой». Важность поручения, возложенного на святого, очевидна. Должен изустно выяснить в Москве те неясности, которые являлись причиною недоразумения между Москвой и Киевом.
Вместе с тем поручение, данное Феодосию, должно указать на него как на лицо особенно доверенное, заслуживающее особенного внимания со стороны патриарха и московского правительства. Преосвященный Лазарь намеренно выдвигает своего достойного сотрудника, чтобы он стал известен в Москве как достойнейший к занятию высшей духовной должности.
В 1690 году умирает митрополит Гедеон, и архимандрит Феодосий представляется в числе других лиц как достойный высокого звания - Киевского митрополита. По избрании на этот высокий пост Печерского архимандрита Варлаама, святитель представляется также и на его место. Но Промысл Божий судил иначе. Святому готовится Господом высокое положение в Чернигов. Здесь-то, по воле Божией, и должен был светить светом своих добродетелей и предстательствовать за врученную ему Богом паству, и, не при жизни своей только, в бескровной жертве Господу, но и по смерти, как избранный раб Божий, вошедший в радость Господа своего.
Удрученный годами престарелый иерарх Лазарь обращается к Московскому патриарху с просьбой об утверждении архимандрита Феодосия помощником своим по управлению епархией. Слава о его добродетельной жизни также достигла до Москвы, и патриарх, согласился исполнить просьбу. Но святитель, состоя сотрудником и помощником преосвященного, не оставляет и своих прежних обязанностей. С усердием заботится о благосостоянии своей обители, которая и обогащается значительным даром гетмана, подарившего обители село Мощонку в виде особенного исключения, сделанного из уважения к высоким достоинствам Елецкого архимандрита.
В 1692 году преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей видеть своего помощника в высшем святительском сане, чтобы мог вполне помогать ему при жизни и быть достойным ему преемником по его смерти. В то время существовал в Малороссии обычай поставлять известное лицо в сан святительский не иначе, как с согласия на то представителей духовенства и именитых людей, входивших в состав его будущей паствы. По предложению гетмана все единогласно выразили желание видеть Феодосия в сане святительском.
От лица народа послано преосвященным Лазарем и гетманом прошение о нем царю Петру I и патриарху. В этом прошении указывали на высокие достоинства будущего святителя. Феодосий 11 сентября 1692 года, вручив клятвенное обещание, собственноручно подписанное, «Господину святейшему кир Адриану, архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху», был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка, а 13 сентября посвящен в святительский сан.
По рукоположении святитель Феодосий просил царя в подтверждение его святительских прав дать ему царскую напрестольную грамоту, которая выдана ему 28 сентября 1692 года за подписью думного дьяка. В этой грамоте, подтверждающей права Черниговских архиепископов, предоставляется святому право первенства между российскими иерархами, согласно данному при наречении клятвенному обещанию, указывается ему зависимость не от Киевского митрополита, а от Московского патриарха. Как первенствующий между российскими иерархами, новый Черниговский святитель получает право совершать богослужение в саккосе.
Около трех месяцев пробыл Феодосий в Москве. Возвратившись в Чернигов, управляет делами епархии, не оставляя и управления Елецким монастырем: состоит «коадъютором» Черниговского архиепископа и вместе с тем архимандритом Елецкого монастыря. По-прежнему, и до конца дней преосвященного Лазаря, сохраняет сыновнее почтение к покровителю своему и учителю.
Но недолго черниговская паства утешалась духовной радостию видеть предстоящими у Престола Божия двух святителей. Лазарь мирно отошел в Господу 3 сентября 1693 года. Кончина его произвела глубокую скорбь во всей многолюдной пастве и особенно в любившем его, как сын отца своего, святителе Феодосии. Все спешили отдать почившему последний долг молитвами у его гроба. Трогательный чин погребения совершил над ним святитель с сонмом черниговского и прибывшего из других мест духовенства.
Святитель Феодосий послал в Москву к царю и патриарху иеромонаха Пахомия с известием о печальном событии, постигшем Черниговскую епархию. Послал царю донесение также и гетман. В нем изъявлял перед царем свою скорбь о потере, постигшей Чернигов, и вместе с тем высказывал утешение, что почившему Лазарю наследует достойный архипастырь, который «своими добротами может украсить Церковь».
И царь, и патриарх почтили святителя своими грамотами, обещая ему свои милости. Вместе с тем ему через иеромонаха Пахомия послана ставленная грамота и патриаршее наставление устроять дела во спасение паствы. Святитель Феодосий в сердце своем запечатлел благочестивые наставления святейшего патриарха и во все время своей жизни стремился к тому, чтобы осуществить их на деле. Еще в сане игумена и архимандрита явил особую доброту души своей, чем привлек к себе всеобщую любовь и благорасположение, прилагал особенные заботы о спасении вверенных ему чад, заботясь о построении святых обителей.
Теперь же круг деятельности его еще более расширился. Феодосий особенно заботился во вверенной ему пастве развить горячую любовь к Богу и ревность о спасении душ, которою горела святая душа его. Руководя всех ко спасению и за всех предстательствуя пред Престолом Всевышнего, особенно заботится о развитии жизни подвижнической. Не только поддерживает существующие монастыри и благоустраивает их, но и старается об учреждении новых обителей.
Так, 11 октября 1693 года Феодосий дает одной благородной вдове, Марии Сулимовой, свой пастырский лист, которым благословляется учреждение женского Печеницкого монастыря. В следующем году по благословению святителя основывается еще один монастырь в двух верстах от Любеча, родины преподобного Антония, учредителя монашеского жития на Руси.
Слава о нем пронеслась далеко за пределы его паствы. В самой Москве имя его произносилось с особым уважением. Сам патриарх в служении Феодосия в церкви Черниговской видел особый Промысл Божий, благотворящий черниговской пастве. Еще при жизни его шли к нему из далеких мест люди, обездоленные судьбою, истомленные борьбою с житейскими невзгодами, и святитель Божий оказывал им свое покровительство и защиту.
Так, в 1694 году некто Доминик Полубенский обращается к нему письменно с просьбой помочь ему перейти в подданство царей московских, чтобы иметь затем возможность обратиться к дедовской православной вере своих предков. Святитель оказал ему полное свое содействие, и Полубенский стал православным и поданным Русского государства.
Святой Феодосий Черниговский умер 15 февраля 1696 года. Погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для него склепе.
Неоднократно поднимался вопрос о канонизации святителя Феодосия, но Святейший синод не спешил с решением, и лишь в 1896 году, когда по поручению Синода тщательно обследовано и проверено до пятидесяти случаев позднейших чудотворений, когда установлено полное нетление тела Черниговского архипастыря, святитель торжественно причтен к лику святых.
Торжество открытия святых мощей совершил митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий 22 сентября 1896 года в сослужении шести епископов, множества духовенства и при молитвенном соучастии верующего народа, который собрался в Чернигов со всех концов страны.
Память о Феодосии Черниговском
Память в Православной церкви осуществляется 18 февраля и 22 сентября