Византийский богослов. Патриарх Константинопольский (858-867; 877-886). Третий после Григория Богослова и Иоанна Златоуста из Отцов Церкви, занимавших константинопольскую кафедру. Святой Восточной православной церкви. Обвинял римских пап во властолюбии. Впервые обвинил их в ереси за добавление к Символу веры слов «и от Сына».
В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой со смирением принял предложение. В течение шести дней проведен по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием.
В 861 году созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, подчинить своей власти нового патриарха, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал его анафеме. С того времени началось для святителя противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока.
В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке. Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов.
Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада.
В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На его место снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы.
Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху и защищавшим его епископам. Святитель послан в заточение на семь лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...».
В то время латинское духовенство изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. В 879 году, после смерти Игнатия, созван Собор, вновь признавший Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший святителя, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение, признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей. Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.
При преемнике императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. В 886 году низведен с кафедры и проживал в Армонийском монастыре.
Патриарх Константинопольский Фотий I скончался в 896 году.
Вскоре могила его прославилась чудесами. Патриарх Фотий прославлен в лике святых Константинопольским патриархатом в 1848 году.
Сочинения Фотия I
«Библиотека», содержит реферативные обзоры и извлечения из 386 сочинений ораторов, грамматиков, врачей, историков, географов, христианских богословов, из соборных постановлений, житий святых
«Лексикон», составил с целью облегчить чтение античных авторов и Священного Писания
«Слово тайноводственное о Святом Духе», главное сочинение Фотия, написанное по вопросу добавления Западной церковью в текст Символа веры Филиокве
Омилии (беседы)
Беседа первая на нашествие Россов (Пер. проф. Е. И. Ловягина. «Христианское чтение», СПб., 1882)
Беседа вторая на нашествие Россов (Пер. проф. Е. И. Ловягина. «Христианское чтение», СПб., 1882)
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899)
Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы (1-я) («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1900)
Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы (2-я) («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899)
Беседа произнесенная в храме Святой Софии в пятницу первой недели Великого Поста («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899)
Беседа в неделю Ваий («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1899)
Беседа, говоренная с амвона Великой церкви, в Великую субботу, в присутствии христолюбивого царя, когда открыт был живописный образ Богоматери (Пер. еп. Порфирия Успенского. СПб., 1864)
Беседа на Вознесение Господне («Прибавления к Церковным ведомостям», СПб., 1901)
Письма
К Георгию, Митрополиту Никомидийскому («Христианское чтение», СПб., 1845)
Евсевие, инокине и игуменье, в утешение по случаю смерти сестры её («Христианское чтение», СПб., 1845)
Игнатию, митрополиту Клавдиопольскому («Христианское чтение», СПб., 1846)
Феодору игумену, недоумевавшему о том, зачем смерть, этот оброк греха, прежде сразила праведника - Авеля, а не Адама - первого между людьми грешника («Христианское чтение», СПб., 1846)
Христофору аспафарию и секретарю («Христианское чтение», СПб., 1846)
Словарь «Λέξεων συναγωγή»
Память о Фотии I
В православной церкви память совершается 19 февраля