Франсуа Озон родился 15 ноября 1967 года в городе Париж, Франция. Его мать работала учителем французского языка, а отец был профессором биологии. Родители надеялись, что сын пойдет по их стопам, и не понимали его увлечение кинематографом. В то же время они не препятствовали Франсуа в его начинаниях. Озон обучался в Сорбонне, а затем посещал режиссерский факультет киношколы «La FEMIS».
Снимать короткометражные фильмы Озон начал в 18 лет. Вначале его работы получили успех во Франции, а затем стали известны на международном уровне. Уже в первых картинах проявились основные черты стиля режиссера - свободный взгляд на сексуальные отношения и острая сатира на семейные ценности. Например, его короткометражная лента «Семейная фотография» 1988 года рассказывает об убийстве мальчиком своих родителей, а в фильме «Маленькая смерть» 1995 года повествование ведется о молодом человеке, который фотографирует своих друзей во время оргазма.
Первая полнометражная картина Озона «Крысятник» 1998 года была показана в Каннах в программе «Неделя критики», где вызвала бурную реакцию общественности. В ней нашли отражение любимые темы режиссера - и «черная» сатира на семейные отношения, и всевозможные сексуальные пороки.
Воодушевленный успехом, уже через год Озон представил на суд зрителей сразу два фильма. Триллер «Криминальные любовники», наполненный извращениями, насилием и черным юмором, рассказывает о двух подростках, которые решили убить своего одноклассника. Премьера картины состоялась на Венецианском фестивале, критики которого положительно оценили работу Озона и даже увидели в ней влияние классиков мирового кино Хичкока и Фасбиндера.
Фильм «Капли дождя на раскаленных скалах», история которого была основана на ранней пьесе Фасбиндера, отличался от предыдущей работы. Озон отошел от провокаций, насилия и черного юмора, сняв запутанную историю любовных отношений девятнадцатилетнего юноши и пятидесятилетнего бизнесмена. На Берлинском фестивале лента удостоилась специального приза «Тедди».
Фильм «Под песком» 2000 года стал самым значительным культурным событием года во Франции и обеспечил Озону общенациональный успех, а картина «8 женщин» 2002 года принесла ему мировую известность. Фильм с участием звезд первой величины - Фанни Ардан, Изабель Юппер и Катрин Денев, является адаптацией пьесы Робера Тома и соединил в себе комедию, детектив и ретро-мюзикл. Фильм получил невероятный коммерческий успех и завоевал в Берлине премию «Серебряный медведь» за игру актерского ансамбля.
Психологическая драма «Бассейн» 2003 года стоит особняком в творчестве Озона. По словам режиссера, это самый личный фильм, в котором он хотел показать трудности, возникающие перед автором во время написания сценария или романа. Картина стала первой англоязычной работой в карьере Озона и получила невероятную популярность в Соединенных Штатах Америки. В Европе ее также приняли восторженно, что доказывает номинация в Каннах на «Золотую пальмовую ветвь».
Каждый новый фильм Франсуа Озона неизменно становился участником международных фестивалей и привлекал интерес мировых киногурманов. В то же время его последние работы не были успешными в коммерческом плане. В 2004 году вышла концептуальная драма «5х2», снятая в необычной манере. Пять эпизодов из жизни супружеской пары показаны от конца к началу: с момента распада отношений до их зарождения. Картина претендовала на «Золотого льва» на фестивале в Венеции, но награды удостоена не была.
В 2005 году на экраны вышел фильм «Время прощания», а в 2007 - костюмированная историческая драма «Ангел» по повести известной актрисы Элизабет Тейлор. Обе картины не имели большой популярности, хотя были тепло встречены критиками.
Обладая безграничным талантом, Франсуа Озон, безусловно, мог бы снимать коммерческие фильмы. Но такой путь он не выбрал. По словам режиссера, для него кино - это искусство, а не индустрия. Ему предлагали сделать голливудский ремейк «Бассейна», но он отказался, потому что посчитал это пустой тратой времени. Как сказал Озон, он очень горд, что во Франции кино принадлежит режиссерам, в отличие от Америки, где всем заправляют продюсеры.
В 2009 году Озон удивил всех необычной картиной «Рики», рассказывающей о простой пролетарской семье, у которой рождается малыш с крылышками. Эта на первый взгляд наивная полуфантастическая история содержит серьезный социальный подтекст, предавая сомнениям саму суть семейных ценностей.
Следующей работой Озона стал фильм «Молода и прекрасна» 2013 года, который номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в Каннах. История школьницы, которая занимается проституцией ради развлечения, вызвала бурную реакцию зрителей и стала самой обсуждаемой темой на киносмотре. Критики писали, что «фильм полон интриг, галантных игр и манипуляций» и «за своей серьезностью скрывает комедию абсурда, смешанную с эротической фантазией».
Озон получил премию Европейской Киноакадемии как лучший сценарист за фильм 2012 года «В доме». Его фильм 2014 года «Новая подружка» был представлен на международном кинофестивале в Торонто в сентябре 2014 года. В 2016 году вышел фильм «Франц». Многие его фильмы удостоены наград на международных кинофестивалях.
Фильм «Двойной любовник» от режиссера Франсуа Озона, релиз которого состоялся в 2017 году, рассказывает о юной девушке по имени Хлоя, обратившейся в клинику для лечения депрессии. Там она знакомится со своим психоаналитиком, Полом, и влюбляется в него. Их роман становится все серьезнее, и через несколько месяцев герои решают жить вместе. Однако затем Хлоя понимает, что Пол утаивает от нее свою истинную сущность.
Франсуа Озон всегда удивлял. Сначала фильмами, шокирующими общественную мораль, затем умными, приправленными глянцем лентами, и наконец, остросоциальными, понятными каждому историями.