Франсуа-Жозеф Тальма
François-Joseph Talma

Французский актер. Реформатор театрального искусства.
Во время Французской революции участвовал в создании Театра Республики.


Франсуа-Жозеф Тальма родился 15 января 1763 года в городе Париж, Франция. Отец мальчика, Мишель-Франсуа-Жозеф долгое время являлся камердинером, но затем добился успеха в качестве дантиста-хирурга. Его постоянный пациент лорд Гаркур пригласил Тальма вместе с семьей в Лондон. Таким образом, детство и ранние юношеские годы парня прошли в Лондоне.

В 1773 году его определили в аристократический пансион господина Вердье. Пройдет полвека, и великий артист Тальма будет с нежностью вспоминать о своем первом появлении на сцене в спектакле «Тамерлан». Годы в пансионе оставили в сердце память не столько о школьных буднях, сколько о театральных праздниках. Отец хотел видеть в нем продолжателя своего дела, но любовь к театру у Франсуа-Жозефа оказалась сильнее. В 1786 году, через три года после возвращения в Париж, Тальма поступил в Королевскую школу декламации и пения. Еще до окончания школы появился на сцене перед парижской публикой. В небольшом театре на улице Нотр-Дам-де-Назарет сыграл Ореста в трагедии «Ифигения в Авлиде».

Тальма впервые появился на сцене театра «Комеди Франсез» 21 ноября 1787 года в роли Сеида в трагедии Вольтера «Магомет». В конце декабря того же года артист зачисляется в труппу «Комеди Франсез» в качестве пансионера.

Любителями статистики подсчитано, что за первые сорок месяцев работы в театре Тальма фигурирует в качестве исполнителя 785 раз. Поражает поистине гигантская трудоспособность молодого актера. Франсуа-Жозеф играл все, что ему поручали. Причем играет больше в комедиях, чем в трагедиях: 97 ролей в комедиях, 56 - в трагедиях.

Франсуа упорно думал о реформе театрального костюма, так как именно в этом видел приближение искусства к жизни. Здесь ему очень помогла дружба с художником Луи Давидом, по чьим эскизам сделано большинство костюмов. На первом представлении вольтеровского «Брута» Тальма появился в античном платье, вызывая ропот и насмешки своих партнеров. Позже, играя Магомета, Оросмана, Карла IX, Брута, Эдипа, Суллу, артист смело использовал портретный грим, исторический и этнографический костюм: средневековый, восточный, ренессансный.

Революционный классицизм нашел в Тальма идеального актера. Событием политического значения стала постановка в 1789 году трагедии Мари-Жозефа Шенье «Карл IX», в которой актер сыграл короля-тирана. Трудно было решить, что в этом спектакле значительнее: сокрушительные пламенные стихи Шенье или потрясавшая зрителей страстная игра актера. Тут снова проявилось врожденное трудолюбие Тальма, который проштудировал многие исторические труды о Варфоломеевской ночи на французском или английском языках.

Французская революция разделила труппу «Комеди Франсез» на два лагеря: красную эскадру, возглавляемую Тальма, и черную эскадру, образованную аристократическим ядром труппы. Раскол обострялся с каждым днем. В результате в Париже появилось два драматических театра: «Театр Нации», лишившийся группы красных, и «Французский театр» на улице Ришелье. Последний открылся 27 апреля 1791 года трагедией Шенье «Генрих VIII», так же как и «Карл IX», направленной против тирании. Играя короля, Тальма исходил не от декламации, как это делали почти все его предшественники и современники, а от цельности создаваемого образа, требовавшей слова, жеста, движения, жизни на сцене.

Актер воссоздал внешний облик Генриха VIII по историческим картинам и гравюрам. В костюме, в гриме, в парике выдержана историческая верность. И другие персонажи также облачены не в условные костюмы, а в одеяния эпохи Генриха VIII. Иначе говоря, реформа костюма Тальма утверждалась на французской сцене. Самые сильные чувства: гнев, страсть, сознание вины, страх - артист учился выражать без лишней аффектации, что являлось новшеством во французском сценическом искусстве.

Французский театр на улице Ришелье ставил патриотические пьесы на злобу дня и давал высокие образцы французской классики: трагедии Расина, Корнеля, Вольтера. Франсуа-Жозефу еще не было и тридцати лет, а он уже нес на своих плечах лучший трагедийный репертуар эпохи, став крупнейшим актером революции.

В годовщину смерти Вольтера, 30 мая 1791 года поставили «Брута». Это оказался торжественный спектакль. Продолжая реформу костюма, Тальма облачился в римское одеяние Тита, подрезал себе волосы, сделал римскую прическу. Эго новшество привилось как мода. Молодые щеголи заказывали парикмахерам стрижку «под Тита».

Весь декабрь 1792 года театральный Париж только и говорил об Отелло и Тальма. Успех «Отелло» оказался ошеломляющий. Обдумывая роль, артист от спектакля к спектаклю все явственнее выделял благородные черты характера героя: детскую наивность в соединении с человечностью и безграничной любовью к Дездемоне - Эдельмоне. Актер это делал с расчетом завоевать симпатии зрителей до того, как неистовство бушующих страстей, приводящее к убийству беззащитной женщины, может оттолкнуть зрителя от Отелло. Тем ужаснее выглядела сцена убийства, завершавшая трагедию.

Следующий, 1793 год привнес в жизнь Тальма много нового и тяжелого. Франсуа-Жозеф все время теперь находился в тревоге и смятении. Трагедии, которые актер играл на сцене: с предательством, коварством, заговорами, интригами и продажностью, теперь совершались в жизни. Скрыв от жены, что привлечен по делу двадцать одного депутата-жирондиста 27 декабря 1793 года Тальма отправился в первую секцию революционного трибунала. Участь жирондистов была предрешена: гильотина. К счастью, революционный трибунал пощадил великого трагика.

В разгар открытой борьбы между Робеспьером и Дантоном 4 февраля 1794 года состоялась премьера трагедии Легуве «Эпихариса и Нерон, или Заговор против свободы». Тальма блистательно исполнял роль Нерона не только в этом спектакле, но также в «Британнике» Расина, в котором за свою жизнь сыграл 95 раз с возрастающим успехом.

На сцене Тальма продолжал покорять публику. Теперь на столе у актера всегда лежали трагедии Дюси и английский томик Шекспира. В роли Макбета впервые появился на сцене Театра Фейдо. Обаяние актера, быть может, и вызывало к нему симпатии зрителей, но сама трагедия Дюси не захватывала. На одном из представлений, 3 мая 1798 года присутствовал генерал Бонапарт. В этот вечер Тальма превзошел самого себя, играя с каким-то большим нервным напряжением. Бонапарт бурно приветствовал актера из ложи.

Тальма и Наполеон впервые встретились в модном салоне мадам Тальен. Так или иначе, но это знакомство во многом определило дальнейшую судьбу актера. За несколько недель до прихода Наполеона к власти, 30 мая 1799 года вновь открылся объединенный Французский театр. В первый вечер шел «Сид» Корнеля, где Тальма играл молодого воина Родриго. Актер любил эту роль и исполнял ее в разные годы, всегда давая современное истолкование.

    Франсуа-Жозеф, 5 апреля 1803 года наконец-то сыграл «Гамлета». Актер представлял персонажа не изнеженным и слабовольным принцем, а человеком разума и сильного характера. Шумный успех выпал на его долю в этот вечер. Общий сбор со спектакля составил 14 тысяч франков: небывалую по тому времени сумму. Гамлет становится лучшей и любимой шекспировской ролью актера.

Старые отношения между Тальма и Бонапартом не прерывались. Наполеон неоднократно советовался с актером о переустройстве театров. Не без участия артиста подписан Наполеоном декрет от 29 июля 1807 года, направленный против чрезмерного увеличения числа театров в Париже. Этот декрет устанавливал максимальное количество парижских театров и сводил его к восьми. Остальные мелкие театры оказались закрыты.

В этот период все мысли актера являлись сосредоточены на подготовке роли Манлия в трагедии Антуана Лафосса «Манлий Капитолийский». Повторяя роль дома, репетируя на сцене,стремился передать не только речевыми средствами, но и мимикой, жестами и всем обликом глубоко трагический образ Манлия, героически переносящего предательство лучшего друга. Роль Манлия Капитолийского Тальма исполнил сто два раза с неизменным успехом.

После победы при Аустерлице Наполеон в январе 1806 года вернулся в Париж и уже через два дня посетил «Комеди Франсез», где шел «Манлий Капитолийский». Когда Наполеон вошел в ложу, восторженные овации заставили прервать спектакль. Зрители и актеры рукоплескали императору. А он стоя аплодировал Тальма.

В 1816 и 1817 годах Тальма предпочитал гастролировать в провинции, а также в Англии. В последние годы жизни артист выступал в новых ролях очень редко. Все больше нарастала усталость и неудовлетворенность современным театром и репертуаром. В начале 1818 года Франсуа-Жозеф вернулся в Париж и вскоре его деятельность свелась к преподаванию в консерватории. Актер увлеченно передавал свои знания молодым ученикам.

Наконец, 20 июля 1820 года Тальма выступил в роли Эдипа. Даже недруги актера вынуждены признать, что после перерыва Париж увидел нового Эдипа, поднявшегося на высшую ступень трагизма. Не прошло и года, как Тальма снова заставил о себе говорить, сыграв Суллу в одноименной трагедии своего друга Виктора-Жозефа Этьена. В 1820-х годах артист выступал в роли римского консула Регула в одноименной трагедии молодого драматурга Люсьена Арно.

В этот период, Тальма совершил триумфальные поездки по Бельгии, Голландии и разным городам Франции. Сохранились рассказы о том, как почитатели великого трагика поджидали его экипаж по дороге в город и на руках несли его в театр, увенчав лавровыми венками. Поэты посвящали ему восторженные оды, художники воспроизводили его в жизни и в ролях. Он шутил, что становится памятником веку классицистской трагедии. 

Франсуа-Жозеф Тальма скончался 19 октября 1826 года от рака кишечника в Париже. Прах актера погребен неподалеку от могил Мольера и Лафонтена. Год спустя, 19 октября 1827 года, останки великого актера перенесены в склеп, построенный на том же кладбище.

Творчество Франсуа-Жозефа Тальмы

Творчество Франсуа-Жозефа Тальмы

Гамлет в пьесе «Гамлет» В.Шекспира
Сцевола в пьесе «Муций Сцевола» Люси де Лансеваля
Марий в пьесе «Марий в Минтурнах» Арно 
Карл IX в пьесе «Карл IX» Андре де Шенье

Семья Франсуа-Жозеф Тальмы

Семья Франсуа-Жозеф Тальмы

Отец - Мишель-Франсуа-Жозеф долгое время являлся камердинером, но затем добился успеха в качестве дантиста-хирурга.

Первая жена - Жюли-Луиза Каро (брак с 1791 по 1795), актриса.
Близнецы - Шарль Поллукс и Анри Кастор (скончались от чахотки).

Вторая жена - Пти-Ванхов (брак с 1802 по 1815).

19.10.2019
  • Актер

Дата рождения: 15 января 1763 года (261 год назад)
Дата смерти: 19 октября 1826 года (197 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.