Венгерский и австрийский композитор. Дирижер. Крупнейший композитор венской оперетты, основоположник ее «неовенского» этапа. Автор популярных оперетт «Божественный супруг», «Шуточная свадьба», «Веселая вдова», «Троеженец», «Княжеское дитя», «Граф Люксембург».
Франц Легар родился 30 апреля 1870 года в городе Коморн, Словакия. Мальчик появился на свет в семье военного капельмейстера и учительницы. Ребенок оказался очень одаренным. Уже в возрасте пяти лет прекрасно знал ноты и хорошо играл на фортепиано. В 1882 году юноша поступил в Пражскую консерваторию, где учился у замечательных учителей, таких как Антонина Бенневица, Йозефа Ферстера, Антонина Дворжака. Благодаря им учился с удовольствием. Оценив творческие способности Франца, Дворжак настоятельно советовал ему заняться композицией.
По окончании Пражской консерватории Легар некоторое время работал в театральном оркестре Бармен-Эльберфельда, а затем служил в австро-венгерской армии, капельмейстером. Музыкант много сочиняет, выпускает в свет свои первые композиции, пьесы для скрипки, марши, вальсы. Первая оперетта Легара: «Кукушка» появилась в 1895 году и высоко оценена публикой. Однако Франц ожидал большего, и поэтому создал новую редакцию этой оперетты «Татьяна».
После этого музыкант полтора года служил в оркестре 87-го полка. В 1898 году в Будапеште умер отец и Легар занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка австро-венгерской армии. В 1899 году Франц добился перевода в 26-й пехотный полк, расположенный в Вене, оговорив, что если полк покинет Вену, то Легар не будет обязан его сопровождать. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов, полек и маршей. Некоторые из них, например, «Золото и серебро», который написал для карнавала Паулины Меттерних стали очень популярными. Вскоре Вена оценила Легара и композитор становится известным.
С 1902 года Франц Легар являлся дирижером в венском театре «Ан дер Вин». В ноябре 1902 года успешно представил первую комическую оперетту «Венские женщины». В том же году, отдыхая в Бад-Ишле, встретил 25-летнюю Софи Пашкис, бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет. Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался еще много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.
В 1905 году композитор написал и поставил новую оперетту «Веселая вдова», которую ожидал большой успех. Именно благодаря ей Легар прославился на весь мир. Далее появились успешные оперетты: «Граф Люксембург», «Ева», «Страна улыбок», «Джудитта», но успеха «Веселой вдовы» не достигла ни одна из них.
Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Рихардом Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, как «Паганини», «Царевич», «Фридерика», «Страна улыбок», «Как прекрасен мир!» и «Джудитта», поставленная в 1934 в Венской опере. Из четырех мастеров поздней венской оперетты, наряду с Оскаром Штраусом, Лео Фаллем и Имре Кальманом, Легар являлся самым ярким: его мелодическое дарование неисчерпаемо, ритмический язык отличается разнообразием, а оркестровое письмо: эффектностью.
Кроме венского и венгерского колорита Легар использует парижские, русские, испанские, польские и даже китайские элементы. Хотя его критиковали за подмену настоящей музыкальной комедии мелодрамой, то есть отходом от традиций основоположников жанра Жака Оффенбаха и Иоганна Штрауса, не вызывает сомнений, что именно творчество Легара принесло венской оперетте широкую международную известность.
Помимо музыки Легар занимался издательским делом и открыл музыкальное издательство. Во время Второй мировой войны жил в Австрии, затем переехал в Швейцарию.
Великий композитор Франц Легар скончался 24 октября 1948 года, вернувшись в свой австрийский дом в Бад-Ишле В этом доме располагается музей музыканта.
>Почетное кольцо города Вены
Корона Корвина
Медаль Гете
Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.
Список оперетт
Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
Решетник (Der Rastelbinder, название переводилось также как «Плетельщик корзин» или «Лудильщик»), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
Божественный супруг (Der Göttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
Шуточная свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин
Веселая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин
Троеженец (Der Mann mit den drei Frauen), январь 1908, Театр Ан дер Вин
Княжеское дитя (Das Fürstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
Наконец одни (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
Звездочет (Der sterngucker), 1916
Там, где жаворонок поет (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочета»)
Желтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, Bürgertheater, Вена
Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches Künstlertheater, Берлин
Жиголетта (Gigolette), 1926 (еще одна переделка «Звездочета»)
Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин
Страна улыбок (Das Land des Lächelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Желтой кофты»)
Как чуден мир (Schön ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция оперетты «Наконец одни»)
Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера
Основные инструментальные произведения
Фортепианные сонаты фа мажор и ре минор
Фантазия для фортепиано (1887-1888)
Концертино для скрипки с оркестром (1888)
Il Guado. Симфоническая поэма для фортепиано с оркестром (1894)
Вальс «Золото и серебро» (Gold und Silber). Opus. 79 (1902)
Eine Vision. Meine Jugendzeit. Увертюра для оркестра (1907)
Вальс «На сером Дунае» (An der grauen Donau) (1921)
Венгерская фантазия. Opus. 45 для скрипки с оркестром (1935)
В честь Легара названы:
театр в Бад-Ишле (Kreuzplatz, дом 16);
улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ. Lehar Days);
астероид 85317 Lehár (открыт в 1995 году).
Франц Легар почетный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В городском парке Вены (Stadtpark) поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).
Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. В Бад-Ишле регулярно проводятся памятные мероприятия, посвященные композитору - например, в 1978 году состоялся легаровский научный конгресс, в 1998 был организован гала-концерт с участием крупнейших оперных знаменитостей.
Легар изображен на венгерской почтовой марке 1970 года.
Отец - Франц Легар-старший, военный капельмейстер.
Мать - Христина Нойбрандт.
Братья и сестры - Анна-Мария (Маришка), Антон (1876-1962) и Эмми.
Жена - София Мет (брак с 1923).