Франциск Ксаверий
Francisco de Jasso y Azpilicueta

Католический святой. Миссионер.
Один из основателей Общества Иисуса.
Первый католический миссионер в Японии.


Франциско де Хасса и Аспиликуэта родился 7 апреля 1506 года в замке Хавьер, Испания. Рос в аристократической баскской наваррской семье. В 1525 году возрасте девятнадцати лет отправился учиться в Париж в Колледж Сен-Барб, получил степень магистра искусств, после чего преподавал философию Аристотеля в Колледже Бове.

В 1529 году Франциск познакомился с Игнатием Лойолой, с которым в часовне Монмартра 15 августа 1534 года совместно с Петром Фавром, Диего Лаинесом, Альфонсом Сальмероном, Николаем Альфонсом Бобадильей и Симаном Родригишем принесли друг перед другом обеты послушания, целомудрия и бедности. Этот день считается днем основанием Общества Иисуса. В 1537 году вместе со своими товарищами прибыл в Рим, где приняты Римским папой Павлом III.

По отбытии из Рима 24 июня 1537 года в Венеции Франциск Ксаверий рукоположен в священника. Написал устав иезуитского ордена под названием «Формула института», который утвержден буллой Римского папы Павла III 17 сентября 1540 года.

В том же году португальский король Жуан III попросил посла при Ватикане Педру ди Машкареньяша обратиться к Святому Престолу с просьбой направить миссионеров для работы в португальской Индии. Игнатий Лойола назначил на миссию Симана Родригиша и Николая Альфонса Бобадилью, который, заболев радикулитом, отказался от направления, после чего Игнатий Лойола просил Франциска Ксаверия. Взяв с собою бревиарий, катехизис и популярную в то время книгу хорватского гуманиста Марко Марулича «De Institutione bene vivendi» 15 марта 1540 года отправился в Лиссабон, где встретился на аудиенции с португальским королем.

На борту корабля «Сантьяго» 7 апреля 1541 года Франциск Ксаверий  отправился из Лиссабона вместе с двумя другими иезуитами и новым вице-королем Мартином Афонсу де Соуза. После этого отплытия больше не вернулся в Европу. С августа 1541 до марта 1542 года находился в Мозамбике, который в то время являлся частью португальской колонии Португальская Восточная Африка. На Мадагаскаре получил известие, что Святой Престол назначил его апостольским нунцием Востока. 

Ксаверий 6 мая 1542 года прибыл в Гоа который стал центром миссионерской деятельности в первые три года. Первоначально занимался миссионерской деятельностью среди португальских колонистов. Возглавил колледж Святого Павла, который в будущем стал первым миссионерским пунктом иезуитов в Азии. Позднее совершал многочисленные поездки по южной Индии и соседним странам.

Франциск Ксаверий 20 сентября начал свою миссию среди народа паравас, ловцов жемчуга с восточного берега южной Индии. Затем помогал обращению в христианство короля Траванкоре с западного берега Индии, а также посетил остров Цейлон. В течение трех лет построил около сорока храмов на южном побережье Индии, в том числе церковь Святого Стефана в Комбутураи, о которой упоминал в своём письме от 1544 года. В это же время посетил гробницу святого апостола Фомы в Майлаппуре. Во время своей миссионерской деятельности в Индии проповедовал в основном среди индийской бедноты, что из-за противодействия брахманов не привело к большому результату. 

В 1545 году Ксаверий решил переместить миссионерскую активность восточнее - на Молуккские острова. После прибытия в Малакку в октябре и после трех месяцев напрасного ожидания корабля в Макассар, решил изменить цель своего путешествия. Покинул Малакку 1 января 1546 года и отправился на остров Амбон, где оставался до середины июня. Затем посетил другие острова Молуккского архипелага. После этого возвратился на остров Амбон, а затем в Малакку. Вернулся в Индию в январе 1548 года. Следующие пятнадцать месяцев посвятил различным путешествиям и административным делам в Индии.

В Малакке Франциск Ксаверий познакомился с японцем из Кагосимы по имени Андзиро. После этого знакомства миссионер решил отправиться в Японию и 15 апреля 1549 года оставил Гоа, вновь посетил Малакку, и прибыл в Кантон. В путешествии его сопровождали Андзиро, два других японца, а также отец Космэ де Торрес и брат Хуан Фернандес. С собой взял подарки для «Короля Японии», которому намеревался представиться апостольским нунцием.

Ксаверий прибыл к берегу Японии 27 июля, но из-за запрещения выходить на берег пробыл на борту корабля около Кагосимы до 15 августа. Сошел на берег в Кагосиме, которая являлась главным портом провинции Сацума. Как представитель португальского короля принят 29 сентября губернатором провинции Сацумы Симацу Такахисой. Тепло встречен и оставался гостем семьи Андзиро до октября 1550 года. Потом жил в Ямагути. Незадолго до Рождества отправился в Киото, чтобы встретиться с японским императором, что ему не удалось сделать. В марте 1551 года возвратился в Ямагути. Здесь ему разрешено проповедовать перед дайме, но так как не знал японского языка, вынужден ограничиться чтением вслух перевода катехизиса.

Узнав, что в Японии бедность считалась пороком, Франциск Ксаверий изменил тактику миссионерской деятельности, став проповедовать среди богатых японцев. Услышав, что португальский корабль остановился в провинции Бунго на острове Кюсю, отправился к морякам, чтобы устроить вместе с ними пышную церемонию перед губернатором Осиндоно и как представитель португальского короля преподнести ему «ценные подарки» от короля. В своих проповедях среди японцев, чтобы донести до них христианское значение Бога, употреблял буддистский термин Дайнити.

В конце концов, его более чем двухлетняя миссия в Японии оказалась успешной. В Хирадо, Ямагути и Бунго образовались первые католические общины. Ксаверий решил вернуться в Индию. Во время путешествия буря заставила корабль остановиться на острове возле Гуанчжоу, в Китае. Там встретил богатого торговца Диего Перейра, своего старого друга по Индии, который показал ему письмо одного португальца, который находился под стражей в Гуанчжоу. Заключенный просил португальского посла заступиться за него перед китайским императором. В январе 1552 года прибыл обратно в Гоа.

Затем 17 апреля Франциск Ксаверий вновь отправился в путь вместе с Диего Перейра, который выступал в качестве посла короля Португалии на борту корабля «Санта Круз». На этот раз его целью стал Китай. Однако обнаружил, что забыл свои верительные письма. Поэтому в Малакке у него возник конфликт с «капитаном» Альваро де Атайде де Гама, который к тому времени имел полную власть в гавани. Капитан отказался признавать его титул апостольского нунция и потребовал от Перейро отказаться от титула посла и нанять новый экипаж для корабля, оставив дары императору в Малакке.

В начале сентября 1552 года корабль «Санта Круз» достиг китайского острова Шанчуань. На этот раз компанию Франциску Ксаверию составляли студент-иезуит Альваро Ферейра, китаец Антонио и слуга из Малабара Кристофер. В середине ноября послал письмо, в котором писал, что один человек согласился доставить его на материк за большую сумму денег. Отослав назад Ферейра, миссионер остался только с Антонио. После мессы 21 ноября упал в обморок.

    Франциск Ксаверию умер на острове 2 декабря 1552 года в одинокой хижине в возрасте сорока шести лет, не сумев достигнуть материкового Китая.

В феврале 1553 года его тело вывезено с острова Шанчуань и 22 марта временно захоронено в церкви Святого Павла в Малакке. Перейра, вернувшийся с Гоа, 15 апреля перевез его тело в свой дом. Впоследствии 11 декабря тело Ксаверия перевезено в Гоа, где находится в базилике Бон-Жезуш в Старом Гоа.

Франциск Ксаверий беатифицирован Римским папой Павлом V 25 октября 1619 года и канонизирован Римским папой Григорием XV 12 марта 1622 года одновременно с Лойолой.

Память о Франциске Ксаверии

Память о Франциске Ксаверии

День памяти в Католической церки совершается 3 декабря

Правое предплечье мощей святого Франциска Ксаверия передано в 1614 году генеральному настоятелю ордена иезуитов Клаудио Аквавиве и помещено в реликварий иезуитской церкви в Риме. Левое предплечье мощей первоначально находилось в Макао в соборе святого Павла, в 1978 году перемещено в часовню святого Иосифа на остров Колоан около Макао.

В 1839 году Теодор Джеймс Райкен основал Братство Ксаверия или Конгрегацию Святого Франциска Ксаверия. В настоящее время в США существуют более 20 высших учебных заведений, спонсируемых этой конгрегацией

В 1927 году Римский папа Пий XI издал декрет «Apostolicorum in Missionibus», которым наряду с Терезой из Лизьё придал Франциску Ксаверию титул «Патрон всех иностранных миссий»

Считается покровителем Австралии, Борнео, Китая, Индии, Гоа, Японии и Новой Зеландии. Многие церкви и университеты по всему миру названы в честь Франциска Ксаверия

В честь святого Франциска Ксаверия каждый год с 4 до 12 марта проводится Хавьерада, девятидневноемассовое паломничество к замку Хавьер

Личные имена Ксавье, Ксавьер, Хавьер, Шавьер, Саверио и другие варианты, употребительные у католиков, происходят от имени Франциска Ксаверия

Семья Франциска Ксаверия

Семья Франциска Ксаверия

Отец - Хуан де Хассо-и-Атондо (ум. 1515), принадлежал к зажиточной крестьянской семье и получил докторскую степень в области юриспруденции в Болонском университете, а затем стал тайным советником и министром финансов при дворе короля Жана III д’Альбре

Мать - Донья Мария де Аспилькуэта-и-Аснарес, единственная наследница двух аристократических наваррских родов

03.12.2019
  • Католический святой
  • Один из основателей Общества Иисуса

Дата рождения: 7 апреля 1506 года (518 лет назад)
Дата смерти: 2 декабря 1552 года (471 год назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.