Голейзовский Касьян Ярославович

Артист балета. Балетмейстер. Заслуженный артист Белоруссии, Заслуженный деятель искусств Литовской ССР. Автор многих полемических статей о балете и книги «Образы русской народной хореографии». Стремился к развитию балетного наследия.


Касьян Голейзовский родился 5 марта 1892 года в городе Москва. Рос в семье артистов Большого театра. Мать, Елена Дмитриевна Дашкова была балериной Большого театра и выступала под именем Добровольская. Она вышла замуж за солиста оперы, баритона Ярослава Матвеевича Голейзовского. По происхождению был обрусевшим поляком, при крещении получил двойное имя - Карл-Ярослав.

Когда Касьяну исполнилось восемь лет, мать определила его в Московское хореографическое училище Большого театра. В котором ему преподавали Н. П. Домашев и В. Д. Тихомиров.

В 1906 году был переведен в Петербургское хореографическое училище, которое закончил в 1909 году. В Петербурге его педагогами по классическому танцу были М. К. Обухов и С. К. Адрианов,  а балетмейстерским навыкам обучался у Михаила Фокина.  

Получив аттестат зрелости, Голейзовский стал изучать английский, французский, польский и персидский языки. Кроме интереса к языкам, Касьян имел врождённые способности к рисованию и музыке. Он обучался в школе живописи художника Леблана, в скульптурной мастерской В. М. Попова, занимался прикладными искусствами и посещал драматические и режиссёрские курсы в московской филармонии. У профессора Д. С. Крейна обучался игре на скрипке и рояле. Также Голейзовский изучил массаж, с увлечением занимался физкультурой в школе Пытлясинского, спортом в обществе «Сокол».

В 1909 году Касьян был принят в труппу Мариинского театра, но с 1 августа, по личной просьбе,  переведён в труппу Большого театра, где и служил артистом в течении девяти лет. Исполнял партии в спектаклях: Голубая птица в «Спящей красавице» П. И. Чайковского, балетмейстера М.Петипа; Гений вод в «Коньке-Горбунке» Пуни, Сен-Леона; Камон в балете Горского «Саламбо» на музыку А. Ф. Арендса.

Начинающий балетмейстер в 1916 году был приглашён руководителем театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиевым. Изящные танцевальные миниатюры Голейзовского очаровали зрителей, и для него открылись двери многих московских театров миниатюр. В 1916-1917 годах Касьян ставил номера в «Интимном театре» Б.Неволина и в «Мамонтовском театре миниатюр».

В том же 1916 году Касьян Ярославович организовал собственную студию «Московский Камерный балет». Это была профессиональная балетная студия, которая по замыслу создания, занималась поиском новых средств хореографической выразительности. Здесь осмысляя опыт смежных искусств, реформ А. Дункан, А. А. Горского, М. М. Фокина, создавал собственную эстетическую программу. Он разработал «Проспект практической театральной школы».

С 1918 года студия назвалась «Мастерская балетного искусства», затем Студия при Государственном театральном училище и при Театральном техникуме. В студию входили артисты: А. И. Абрамова, Л. М. Банк, С. М. Бем, Е. Д. Вигилёв, Владимир Дмитриевич Голубин, В. А. Ефимов, Е. М. Ильющенко, Валентина Васильевна Кудрявцева, Елена Дмитриевна Ленская, В. Лихачёв, Ольга Михайловна Мартынова, Л. А. Мацкевич, Асаф Мессерер, Т. А. Мирославская, Л. Л. Оболенский, Б. В. Плетнёв, Н. Б. Подгорецкая, Н. И. Тарасов, В. И. Цаплин, среди них были танцовщики Большого театра, позже составившие ядро коллектива. В созданном «Камерном балете» все работали безвозмездно, ради возможности создавать новое.

Первая программа студии включала постановки: «Эпоха танца» (на музыку разных композиторов); 1918 - «Соната смерти и движения» (на музыку «10 сонаты» А. Н. Скрябина); «Пляска нимф и козлоногих» И. А. Саца

Касьян Ярославич искал свои формы раскрепощения пластики, предлагал неизвестные балету пространственные решения, используя в новых ракурсах пластику человеческого тела. На Голейзовского обрушилась критика, с обвинениями в разрушении балетных традиций и эротике, а также в конфронтации Голейзовского с академическим балетом. Хотя сам хореограф настаивал именно на классической основе балетного образования танцовщиков.

В 1919 году студия перешла в ведение детской комиссии ТЕО Наркомпроса и стала называться «Первой показательной балетной студией». В феврале 1921 года студия стала называться Первой государственной балетной опытной студией при Высшей мастерской балетного искусства. В конце того же года переименована в студию «Искания».

С 1922 года студия получила своё название - Московский Камерный балет, который занял одно из центральных мест в художественной жизни Москвы начала 20-х годов. В одноактных балетах вёлся поиск новых принципов театральности, новых пространственных решений с использованием конструктивистского оформления.

В конце 1924 года руководство Московским Камерным балетом взял на себя В. И. Цаплин, потому что Голейзовский начал работать в Большом театре.

Творческий период Голейзовского был очень насыщенным, с 1923 по 1930 год он поставил много балетных миниатюр, среди которых: «Соната смерти и движения» (на музыку «10 сонаты» А. Н. Скрябина), «Пляска нимф и козлоногих» И. А. Саца, «Арлекинада» и «Пьеро и Коломбина», на музыку С. Шаминад, «Фавн», Клода Дебюсси, «Саломея», Р. Штрауса, «Трагедия масок», на музыку Б. Б. Бера, «Город», на музыку М. И. Блантера, «Дивертисмент» на музыку (Э. Грига, Р. Дриго, А. Гречанинова, П. Чайковского), «Гирлянды» (А. Скрябина) (1921), (Камерный театр), «Danse sacree» (К. Дебюсси), «Мимолётности» (С. Прокофьева) (1922), (Камерный театр), «Этюды чистого танца» (А.Скрябина, Н. Метнера), (Камерный балет), «Воинственный танец» (в репертуаре Большого театра)

В 1927 году состоялся вечер новых постановок Касьяна Голейзовского в исполнении артистов Большого театра, состоящий из номеров: «Мимолётности» на музыку Сергея Прокофьева, художники Н. Мусатов и Б. Эрдман; «Испанские пляски» из балета «Кармен»: «Фанданго», «Сегидилья», «Астуриас», музыка Б.Бера; «Сонеты Петрарки» - № 47, № 132, № 104; «Consolation» - № 2, № 3, № 5; «Кэк-уок», музыка К. Дебюсси, художник М.Сапегин

В 1929 году на концерте артистов Большого театра были показаны номера Касьяна Голейзовского в концерте, состоящим из трёх частей: «Классика»: Танцевальная сюита на музыку фортепианных произведений Листа, оркестровка Рогаль-Левицкого; «Испанские пляски»: Фрагменты из балета «Лола», музыка С.Василенко; «Хореофрагменты»: Музыка И. Дунаевского, дирижёр Юрий Файер, художник К. Савицкий.

    В 1931 году Касьян Голейзовский приступил к постановке балета «Кармен» на музыку Жоржа Бизе.

В 1931 году Голейзовский поставил для Московского художественного балета спектакль «Листиана», на музыку Ференца Листа; в 1933 году - Балет «Шопен», на музыку Шопена для солистов балета Большого театра; в 1934 году Касьян Ярославич работал с Ленинградским хореографическим училищем, для которого он поставил балеты «Вакханалия» и «Под дождём», на музыку А.Глазунова, а также «Альдорада», на музыку Мориса Равеля; в Московском хореографическом училище он поставил балет «Песнь любви» на музыку Ф. Листа; и наконец, на сцене Большого театра в опере «Князь Игорь» осуществил постановку балета «Половецкие пляски», на музыку А.Бородина, в 1933 году. В 1935 году в Харькове поставил классический балет «Спящая красавица» Чайковского; в 1939 году в Минском оперном театре осуществил собственную редакцию балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан»; который ставил несколько раз: в 1942 году и в 1949 году в Львовском оперном театре.

Голейзовский всю свою жизнь смело искал новые формы и лексику танца, стремился к сближению балета с эмоционально-пластическим строем музыки. Он шел к своей цели - развитию и переосмыслению классического наследия, обогащению его современной хореографией. Одна из последних творческих удач мастера - нашумевший балет «Иосиф Прекрасный» на музыку Василенко.

Заслуженный артист Беларусии, Заслуженный деятель искусств Литовской ССР - Касьян Ярославович - автор многих полемических статей о балете и книги «Образы русской народной хореографии».

Касьян Ярославович Голейзовский скончался 4 мая 1970 года в городе Москва.


Семья Касьяна Голейзовский

Касьян Ярославич был женат на балерине Вере Васильевой (в браке Голейзовской), которая поддерживала его на протяжении всего пути и была ассистентом в постановках балетов «Лейли и Меджнун» и «Скрябиниана». В браке родился сын Никита, который стал искусствоведом. Во время войны семья Голейзовских эвакуировалась в Васильсурск, о чём повествуют изданные в 2010 году дневники Голейзовского «Путешествие в Васильсурск» и «Жизнь в Васильсурске», в сборнике под названием «Московская балетная школа в Васильсурске (1941-1943)». После смерти Голейзовского Вера Петровна возобновила его постановки, так как её память хранила всю хореографическую лексику, а главное - стиль мастера. В 1984 году Вера Голейзовская издала книгу «Жизнь и творчество», в редакции которой ей помогала балетовед Н. Ю. Чернова.

Творчество Касьяна Голейзовского

Сочинения

1964 - Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. - 1964.

1972 - Голейзовский К. Я. «Мгновения», (фотоальбом) / Леонид Тимофеевич Жданов. Вступительный текст Н. Черновой. - В Альбоме использованы рисунки К.Я.Голейзовского, созданные им во время постановки балета «Лейли и Меджнун». - Редактора:Н.Мамаева и Т.Хлебнова; Корректор:Н.Коршунова, 1972. - 20 000 экз.

1984 - Голейзовский К. Я. Жизнь и творчество / Рецензент книги - Б. А. Львов-Анохин. - М.: Всероссийское Театральное Общество, 1984.

Литература

2010 - Московская балетная школа в Васильсурске (1941-1943) = Статьи: В.Ф.Тейдер; К.Я.Голейзовский (дневник); В.П.Васильева; З.А.Ляшко (страницы истории) / Ред. В. Ф. Тейдер,худ. С. Ю. Архангельский. - Архив:Фото Васильсурска, 1940; эскизы костюмов Ф.Ф.Федоровского и рисунки Н.Ф.Федоровской. Музей МГАХ ©, Архив К.Я.Голейзовского ©, архив Е.Н.Иноземцевой ©,О.И.Поповой ©. - М.: „МГАХ“, 2010. - 242 с. - 1200 экз. - ISBN 978-5-902924-23-4.

2001 - Тейдер В. А. «Касьян Голейзовский. «Иосиф Прекрасный». - «Флинта». - «Наука», 2001. - С. стр.134-136..

1997 - Энциклопедия Русский балет. - «Согласие», 1997. - С. стр.134-136..

1985 - Шереметьевская Н. Глава «Балетмейстеры-новаторы 20-х» // Танец на эстраде / Рецензенты книги - О. В. Лепешинская, Е. Я. Суриц. - «Искусство», 1985. - С. 83-113.

1984 - Н.Ю. Чернова. Вступительная статья и составление // Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. - М.: ВТО, 1984. - 570 с. - 15 000 экз.

1974 - Михайлов М. М. Музыка и хореография современного балета. - 1974.

1950 - Слонимский Ю. Материалы к истории советского балетного театра. - «Советский балет», 1997.

2000 - Наталья Чернова. К. Голейзовский в театрах миниатюр = Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. - М.: УРСС, 2000. - Т. Вып. 2. - С. 338-349.

Мюзик-холл, физкультурный парад и Кинематограф[править | править код]

1928 - 1929 - Голейзовский ставил концертные программы в мюзик-холлах Москвы и Ленинграда;

1934 - «Марионетки», режиссёр Я. А. Протазанов, (постановщик танцев в фильме)

1936 - «Цирк», режиссёр Г. В. Александров, (постановщик танцев в фильме)

1938 - 1940 - Постановщик масштабных зрелищных физкультурных парадов

1947 - «Весна», режиссёр Г. В. Александров, (постановщик танцев в фильме)

04.03.2018
  • Артист Балета
  • Балетмейстер

Родился: 5 марта 1892 года (132 года назад)
Умер: 4 мая 1970 года (53 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.