Архиепископ Константинопольский. Христианский богослов. Один из Отцов Церкви. Входит в число Великих каппадокийцев. Близкий друг и сподвижник Василия Великого. Почитается в лике святителей. Память совершается в Православной церкви 7 февраля и 12 февраля, в Римско-католической церкви - 2 января.
Григорий родился около 325 года в городе Сиврихисар, Турция. Его родной отец, Григорий старший, в свое время принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под ее благотворным влиянием принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.
С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, приобрел в родительском доме. Благодаря влиянию матери еще с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.
По мере взросления, Григорий проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло. В Кесарии Каппадокийской познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учебы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.
Возвратившись из Афин, Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.
Около 360 года Григорий старший, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате признал заблуждение публично и порядок среди его паствы восстановился.
В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.
К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времен находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении. Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот, в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством, стал открывать новые кафедры. В этот период нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях.
Следуя своему замыслу святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шел 372 год. Григорий Богослов хотя и понимал, в чем состояла важность этого шага с позиции Василия Великого, и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве.
Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.
В 374 году умер отец Григория Богослова, а вскоре и мать. Придя в храм, где служил и ее супруг, и ее любящий сын, и приблизившись к жертвеннику, внезапно почувствовала приближение смерти, произнесла молитву и предала душу Богу. Все это, конечно же, отразилось на внутреннем состоянии святителя. Какое-то время продолжал дело отца, но вскоре заболел, да так тяжело, что некоторые даже и не надеялись на его выздоровление.
В 375 году, оправившись от недуга, желая предаться уединенному жительству, Григорий Богослов удалился в Селевкию Исаврийскую. Здесь жил так, словно бы сам себя заточил. Страшное огорчение принесла ему весть о смерти Василия Великого.
После смерти Валента, покровительствовавшего арианским «священнослужителям», на царский трон взошел Феодосий, который поддерживал православных. В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, оставил уединение и поспешил в столицу.
Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрел его в частном доме.
Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Многие пламенели желанием увидеть и послушать ревностного защитника веры. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений.
Все это вкупе возбуждало у последователей Ария недружелюбные, агрессивные чувства. Еретики были готовы не только интриговать против святителя, но даже и покушались на его жизнь.
Прибывший в 380 году в Константинополь государь, Феодосий, прибегнул к возможностям своей, царской, власти и передал захваченные еретиками храмы в руки Православных. Святитель Григорий, понимая необходимость личного присутствия, согласился остаться в столице, пока не соберется намеченный Собор.
Именно этому Собору, состоявшемуся в 381 году, получившему статус Второго Вселенского, надлежало поставить заключительную точку в догматических спорах ариан с Православными, что и исполнилось.
На Соборе присутствовали такие выдающиеся отцы Церкви как Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский и другие. Учитывая желания императора, большинства духовенства и простых верующих, святитель Григорий избран на Константинопольскую Патриаршую кафедру, а после смерти Мелетия Антиохийского его провозгласили председателем Собора.
Но здесь в дело вмешались прибывшие на Собор египетские архиереи, желавшие видеть на Патриаршем престоле своего ставленника. Возбудили полемику, нашелся и подходящий мотив: ссылаясь на каноническое правило Никейского Собора, запрещающее переход епископа с одной кафедры на другую, объявили поставление Григория незаконным.
Несмотря на то, что действие канона, принятого отцами Первого Вселенского Собора, было перекрыто самим избранием Григория Богослова отцами Второго Вселенского Собора, за этот формальный предлог уцепились. Как только сформировалась удобная почва для развития интриги, против святителя стали высказываться как те, кто питали к нему недовольство за снисходительность в отношении ариан, так и те, кто не желали мириться с его строгостью в деле борьбы за чистоту веры.
Святитель Григорий, чуждый почестей, а тем более гнусных интриг, счел за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Перед отбытием произнес пред собравшимися прощальную речь, в рамках которой изложил свою христианскую позицию и раскрыл свою пастырскую правоту.
Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошел епископ Евлавий в 383 году. После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.
Святитель Григорий Богослов умер 7 февраля 389 года. В своем завещании, исполняя волю своего отца, отдал свое фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам.
В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов.
При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория вывезены в Рим.
После постройки собора святого Петра в Риме там устроена гробница для мощей святителя. Часть мощей, по решению папы Иоанна Павла II, 26 ноября 2004 года возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста.
Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений и 45 «Слов»
Память совершается
в Православной церкви - 7 февраля и 12 февраля - Собор трех святителей
в Католической церкви - 2 января
Константинопольская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста