Епископ Неокесарийский. Святой. Святитель. Богослов.
Феодор родился около в 2013 года в городе Никсар, Турция. Происходил из знаменитой, обеспеченной семьи, являлся потомком греческих поселенцев. Отец его, далекий от православного мировоззрения, воспитывал сына, как язычник язычника. Будучи человеком не бедным, стремился дать ему хорошее светское образование. Между тем, в четырнадцатилетнем возрасте лишился отца, и многое в предполагавшейся карьере стало зависеть от его близких и от него самого, но главное, от Премудрого Бога.
Какое-то время Феодор учился в школе грамматики, потом - в школе ритора, затем погрузился в юриспруденцию. Готовясь стать адвокатом, изучал законы и право, и, использовавшийся в то время язык законов - латинский. Желая познать основы римского права, предполагал отправиться в Рим. Но по Промыслу Божьему его жизнь сложилась не так, как когда-то задумывал он и язычник-отец.
Сопроводив в Кесарию сестру, муж которой получил от властей должность советника при наместнике Палестины, Феодор, прибывший туда вместе со своим братом, Афинодором, имел возможность продолжить образование в Берите, где в то время располагалась известная в регионе юридическая школа.
Но здесь произошло то, о чем никто из близких даже и не предполагал. В тот период в Кесарии Палестинской действовала богословская школа, организованная стараниями знаменитого христианского учителя Оригена. Освоившись по прибытии, Феодор вместе с братом, то ли целенаправленно, то ли из любопытства, захотел услышать проповеди Оригена.
Вскоре состоялась их встреча, которая переросла в личное знакомство, повлиявшее на судьбу Феодора самым решительным образом. Услышав пылкие, красноречивые наставления, проникся к Оригену симпатией и уважением, а Ориген, в свою очередь, предложил взять его к себе в ученики. За Феодором последовал и его брат, Афинодор.
Поначалу Ориген учил Феодора обнаруживать и собирать семена истины, содержащиеся в философских системах, и вообще приобщил его к любомудрию. Затем последовательно раскрыл ему смысл Книг Священного Писания, научил доверять Сверхъестественному Откровению и христианскому учению. По завершении обучения у Оригена, длившегося, как полагают, не менее пяти лет, с радостью принял Крещение с именем Григорий, публично почтил своего наставника добрым словом и вместе с братом вернулся в родные края.
Вскоре Григорий получил от Оригена послание, в котором тот настоятельно призывал его направить свои способности, силы и знания на спасение собственной души и на пользу Церкви. Обретя в христианстве надежные нравственные ориентиры, по примеру многих великих подвижников, решил уединиться от суеты мира и посвятить свою жизнь служению Тому, Кто Сам в Себе есть Истинная Жизнь.
Приблизительно в 245 году епископ Амасийский Федим рукоположил его во епископа Неокесарийского. Поначалу Григорий, по смиренному осознанию собственной недостойности, наотрез отказался принять столь высокое звание и достоинство. В знак несогласия и нежелания занимать епископскую кафедру, удалился, но Федим против его несогласия заручился согласием Божьим. Правильно понимая, что Господь равно видит его и Григория, Федим, помолившись, наложил на Григория слово вместо руки и назначил ему в управление город.
Узнав о случившимся, и, вероятно, почувствовав благодатное озарение, Григорий, конечно же, изумился. Противостоять такому неординарному назначению не мог, ведь одно дело - возражать Амасийскому епископу, и совсем другое - Господу епископа. После того как дал свое согласие, его посвятили в архиерея в соответствии с каноном.
Перед хиротонией святой Григорий усиленно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом, который научил святого, как достойно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему Иоанн Богослов. На этом великом Божественном Откровении было основано учение о сятой Троице.
Осуществляя служение, епископ Григорий пользовался у своей паствы чрезвычайно глубоким уважением и авторитетом. Между тем, сила его слова и личного примера оказывала колоссальное воздействие не только на верующих, но и на язычников. Об этом красноречиво свидетельствует зафиксированный в предании факт: к моменту начала его архиерейского служения в городе находилось всего несколько верующих, а под конец, когда искал, нет ли кого-нибудь еще, кто бы нуждался в обращении к Искупителю, обнаружилось всего несколько заблудших.
Слава о Григории перешагнула далеко за границы округи. Жившие позже него святые отцы по праву именовали его Великим, Знаменитым. Как следует из утвердившегося в V веке дополнения к его имени, «Чудотворец», за святость жизни удостоен от Бога и дара чудотворений.
Во время гонения на христианство при Декии святитель Григорий, проявляя благоразумную осторожность, скрывался от язычников вместе со своей паствой в окрестных горах. И Бог хранил его. После прекращения гонения святитель инициировал распространение практики празднований в честь мучеников за Христа.
В 264 году епископ Григорий принял участие в Антиохийском Поместном Соборе, созванном против еретика Павла Самосатского, ложно учившего о Пресвятой Троице и отрицавшего Божественное достоинство Иисуса Христа.
Умер Григорий Чудотворец приблизительно в 270 году.
Правая рука и другие частицы мощей свт. Григория Чудотворца находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука - в Большом Метеорском монастыре.
В Греции частицы мощей Григория Чудотворца хранятся в монастыре вмч. Пантелеимона (Афон), в монастыре первомч. Стефана (Метеоры), в церкви св. Анастасии и в церкви вмч. Георгия (афинский район Неа-Иония), в монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты, в монастыре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в монастыре Кехровунион (о-в Тинос), в монастыре ап. Иоанна Богослова (о-в Патмос).
Глава свт. Григория Чудотворца в 1587 году перенесена в Лиссабон, где она и хранится в настоящее время в церкви Сан-Роке. Частицы мощей свт. Григория Чудотворца есть также в лиссабонском храме св. Игнатия и в соборе Святого Петра в Риме.
В Москве частицы мощей свт. Григория Чудотворца находятся в храме свт. Григория Неокесарийского
Память в Католической и Православной Церкви совершается 30 ноября
Благодарственная речь Оригену
К Татиану краткое слово о душе
К Филагрию о единосущии
К Феопомпу о возможности и невозможности страдания для Бога,
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями
Правила святых отцов - Каноническое послание святаго Григория Неокесарийскаго 262 г.
Подробное изложение веры
Переложение Екклезиаста.
Проповеди:
PG. 10. Col. 1145-1190; 1197-1206;
Слова иже во святых Отца нашего Григория, епископа Неокесарийского, переведенные с Еллиногреческого языка на славянороссийский Императорской Академии Художеств законоучителем, Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря архимандритом Сергием. СПб., 1792;
Слово на Благовещение Пресв. Богородицы [1-е] // ХЧ. 1837. Ч. 1. С. 249-262;
Слово 3-е на Благовещение… // ХЧ. 1840. Ч. 1. С. 249-259;
Гомилетические произведения / Предисл. и пер.: Н. И. Сагарда // ХЧ. 1914. Сент. С. 1035-1053;
На Благовещение, 3-я // Там же. С. 1054-1052;
На Св. Богоявление // Там же. С. 1058-1064;
На всех святых // Там же. С. 1065-1066;
На Рождество Христово // Там же. Окт. С. 1197-1209;
О Воплощении Господа // Там же. С. 1209-1210;
Похвала Пресв. Богородице и Приснодеве Марии // Там же. С. 1210-1213;
Похвальное слово. Пресв. Богородице… // Там же. С. 1213-1216;
Похвальное слово в честь первомуч. и диак. св. Стефана // Там же. Нояб. С. 1381-1387;
Творения свт. Иоанна Златоуста. Т. 2. СПб., 1899. С. 852-857 [3-я беседа на Благовещение];
Беседа в честь Пресв. Богородицы, Приснодевы // Там же. С. 1387-1397;
То же // Приб. Церк. Вед. 1896. № 14. С. 495-505;
Творения. С. 131-194.