Григорий Палама

Архиепископ Фессалоникийский. Христианский мистик. Византийский богослов и философ. Создатель философского обоснования практики исихазма. Прославлен в лике святителей.


Григорий Палама родился в 1296 году в городе Стамбул, Турция. Происходил из известного аристократического рода. После ранней смерти своего отца, сенатора Константина, в 1301 году, оказался под покровительством императора Андроника II. Согласно социальному статусу, получил прекрасное образование. Имея возможность учиться в императорском университете, овладел такими дисциплинами как грамматика, риторика, физика, логика. Учитывая положение в обществе, в котором находился юноша, перед ним могла открыться завидная карьера, но предпочел светскому благополучию духовную жизнь.

В возрасте двадцати лет Григорий, решив отложиться от светских соблазнов и связать свою жизнь с аскетическим подвигом, отправился на Афон. При этом отказался от унаследованного от отца имущества, и убедил свою мать и других членов семьи, а также некоторых слуг оставить ничего не значащую суету, отречься от благ мира сего и поступить в Константинопольские обители.

По дороге к Афону, куда Палама отправился вместе с двумя братьями, Феодосием и Макарием, все трое остановились на горе Папикон. Промыслом Божьим провели в тех местах несколько месяцев. Существует предание, что когда Григорий вступил в полемику с местными богомилами его чуть не отравили. Добравшись, наконец, до Афона, встал под духовное руководство мудрого и опытного подвижника, преподобного Никодима Ватопедского. После двухлетнего испытания послушанием, монастырскими трудностями, искушениями, принял монашеский постриг.

После блаженной кончины своего наставника, преподобного Никодима, Григорий, с благословения начальства, поступил в Лавру святого Афанасия. Игумен обители определил его к певчим. В этой Лавре, в посте, послушании и молитве, подвизался на протяжении трех лет, а затем, руководствуясь лучшими соображениями, удалился для подвигов в пустыню Глоссия. Здесь его духовным наставником являлся известный Божий угодник, Григорий Дримис.

Спустя пару лет, дабы избежать последствий турецкого разбоя, Григорий Палама вместе с одиннадцатью другими монахами переселился в Фессалонику. Оттуда братия планировали перебраться в Иерусалим. Но в дело вмешался Господь: друзей удержало на месте явление покровителя Фессалоники, великомученика Димитрия.

Оставшись на месте, Григорий, к радости братий, удостоен возведения в сан иерея. Около 1326 года удалился на гору, располагавшуюся недалеко от Веррии. Там жил жизнью аскета, занимался молитвенным деланием, предавался трудам, бдению и постам. По субботним и воскресным дням выходил к местным пустынникам. Смерть матери побудила его прервать уединение. В 1331 году отбыл в Константинополь. Прибыв в столицу, встретившись с сестрами - монахинями - имел с ними серьезную беседу, а затем, к общей радости, забрал их с собой в Веррию.

В том же году Палама вернулся на Святую Гору и поселился в пустыне святого Саввы. В этот период занимался писательской деятельностью. Существует свидетельство, что некоторое время отец Григорий исполнял обязанности игумена в обители Эсфигмен. После чего ему пришлось отложить уединение и заняться полемикой с Варлаамом Калабрийским.

Поводом, подтолкнувшим Варлаама Калабрийского к формированию ереси, послужили беседы с фессалоникскими монахами-исихастами, свидетельствовавшими, что во время глубокой сосредоточенной молитвы возможно созерцать Божественный свет. Никогда не испытывавший ничего подобного, отнесся к этим свидетельствам с недоверием и даже насмешкой. Монахов обвинил в ереси мессалианства, не сознавая, что покусился на самое ценное в их аскетическом опыте: на опыт встреч и общения с Богом.

Не ограничиваясь критикой монахов, Варлаам стал критиковать и некоторые святоотеческие сочинения. Разгоревшиеся споры дошли до Патриарха, и тот, во избежание нарушения церковного порядка, повелел Варлааму не докучать монахам своими «обличениями». В 1337 году прибывший в Фессалонику Григорий Палама попытался в личном общении вразумить, побудить его отказаться от богохульства. Но Варлаам и не думал отказываться. Напротив, стал излагать свои мысли в письменных трактатах, желая посвятить в них как можно большее количество людей.

Результатом развития лжеучения стало отрицание того неоспоримого факта, что в Боге различаются сущность и энергии. Поскольку Божественная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по сущности, по версии еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете ни как-либо еще, и что соединение с Ним невозможно в принципе. И это притом, что соединение с Богом в Царстве Небесном является главным предметом христианской надежды.

Не желая мириться с таким положением вещей, отец Григорий написал против учения Варлаама ряд ответных сочинений. В этих работах доказал правоту созерцателей Божественного света и разоблачил еретика. В 1341 году по данному поводу в Константинополе состоялся Собор. Палама, присутствовавший на Соборе, раскрыл и обосновал свою точку зрения. Его учение признано верным, а учение Варлаама осуждено.

Вскоре в Константинополе состоялось еще одно Соборное заседание, на котором присутствовал Григорий Акиндин, который поначалу участвовал в разгоревшихся спорах как примиритель, но затем принял сторону Варлаама. На Соборе же находился в качестве обвиняемого. Несмотря на его сопротивление и заявление о насилии над совестью, был осужден. После названных событий отец Григорий какое-то время оставался в столице. Это обусловлено трудностями, возникшими в сфере государственного управления после смерти Андроника III. В конце года отстранился от этих политических событий и удалился в обитель святого Михаила Сосфенийского.

Патриарх, раздосадованный нежеланием Григория поддерживать его политические амбиции, стал действовать против «обидчика». Словно в отместку, изменил отношение к Акиндину и предоставил ему возможность распространять осужденное на Соборе учение. В 1342 году Иоанн Калека созвал против святого Синод. Это заседание не имело серьезных последствий, тем не менее тучи сгущались. Через несколько месяцев Палама доставлен в Константинополь, где его заключили под стражу в монастырь, но вскоре страдальца перевели в другую обитель.

Некоторое время спустя, Григорий покинул монастырь. Прибыв в храм Святой Софии, использовал его как безопасное убежище, оставаясь там, вместе с учениками, в продолжении двух месяцев. Затем Патриарх все же вынудил святого покинуть храм, после чего его заточили в дворцовой темнице. В 1344 году созванный Патриархом Синод постановил отлучить Паламу от Церкви. Это определение подтвердили главы Иерусалимской и Антиохийской Поместных Церквей.

Вскоре Патриарх попал под опалу императорского двора, и ему напомнили о хиротонии еретика. В 1347 году состоялся Собор, низложивший его с патриаршего престола. Собор снял обвинения с Григория и осудил его идейных противников. Избранный на патриаршую кафедру Исидор рукоположил из числа сторонников Паламы несколько епископов, а его самого возвел на митрополичью кафедру в Фессалонику.

В Фессалонику святитель попал лишь через несколько лет, после подавления разгоревшихся там мятежных волнений и восстановления надлежащего административного порядка. Между тем, в высших кругах духовенства зрело недовольство поставлением на Патриаршую кафедру Исидора и реабилитацией Паламы. На святителя вновь стали сыпаться обвинения.

В целях предосторожности оппозиционеры дистанцировались от Акиндина, однако не отказались от его ложных идей. Вновь вспыхнули споры. На этот раз роль ведущего полемиста со стороны противников Григория Паламы досталась Никифору Григоре. Он составил против святителя довольно резкое сочинение, но святитель умело разоблачил его доводы.

В 1351 году созван очередной Собор, подтвердивший ортодоксальность Григория Паламы. Результатом работы Собора стало окончательное утверждение догматического учения о различии в Боге сущности и энергий, о нетварном происхождении Божественного света. Осенью того же года добрался до своей кафедры, но управлял ею ненадолго. 

Способствуя урегулированию вспыхнувшей внутриполитической борьбы, Палама отбыл в Константинополь. По пути его и сопровождавших его лиц захватили турки. Пробыл в плену несколько месяцев, пока его не освободили за выкуп. В период с 1355 по 1357 год святитель занимался делами во вверенной ему епархии. По его молитвам Бог совершал исцеления.

Сраженный одной из своих давних болезней, которые время от времени беспокоили его, святитель Григорий умер 27 ноября 1359 года в возрасте шестидесяти трех лет.

Вначале Григория Паламу прославили как местночтимого святого в Фессалонике, но вскоре в 1368 году соборным решением официально вписан в календарь Святой Софии патриархом Филофеем Коккиным, который составил также его похвальное житие в лике святителя.

Мощи святителя Григория положены в кафедральном храме Святой Софии в Фессалонике. После захвата города турками и обращении храма в мечеть мощи вначале перенесены в солунский монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор города. С 1890 года хранятся в новом кафедральном соборе города, освященном в 1914 году во имя этого святого.

Сочинения Григория Паламы

Сочинения Григория Паламы

Слово на житие Петра Афонского
Омилии
Два слова против латинян
Триады в защиту священно-безмолвствующих (1338-1340)
Святогорский томос (1340)
О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте (1341-1342)
О исхождении Святого Духа
(Аскетические писания) ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания
Беседа 4. На Евангелие о Втором пришествии Христовом; и о милосердии и благодеянии
О молитве и чистоте сердца, три главы
О священно-безмолствующих
Десятословие по Христианскому Законоположению
Исповедание Православной веры
Письмо своей Церкви
Семь Антирретиков против Анкиндина 
К Ксении о страстях и добродетелях
Против Григоры - 4 опровержительных слова

Память о Григории Паламе

Память о Григории Паламе

Память совершается

в Православной Церкви - 27 ноября

в Католической Церкви - 14 ноября

Переходящая память во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста

Молитвы Григорию Паламе

Молитвы Григорию Паламе

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Всех православных наставниче и Церкви сияние, отче Григорие, всякаго обстояния нас избави, божественной иконе твоей препадающе верою, свобождая от навождения на нас вражия, ты бо помощник наш являешися и исполняешися и исполняеши присно прошения светло ублажающих тя, на всяко время моляся Трисиянной Троице, Ейже подобает велия слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Семья Григория Паламы

Семья Григория Паламы

Отец - Констанций

Мать - Каллонис

Сестры - Епихарис и Феодота 

Братья - Феодосий и Макарий

26.11.2019
  • Архиепископ Фессалоникийский
  • Святой Православной Церкви

Дата рождения: 3 февраля 1296 года (728 лет назад)
Дата смерти: 27 ноября 1359 года (664 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.