Гунст Евгений Оттович

Евгений Гунст родился 7 мая 1877 года в Москве. По профессии присяжный поверенный. Окончил юридический факультет Московского университета. По композиции занимался у Р. М. Глиэра, Н. С. Жиляева и А. Б. Гольденвейзера. Организатор и учредитель Московского общества распространения камерной музыки (1909). Был дружен с А. Н. Скрябиным.

В 1912-1917 музыкальный критик московского журнала: «Маски», «Музыка», «Рампа и жизнь» (псевд. Е. Г.). В 1918 некоторое время был директором консерватории в Нижнем Новгороде. В 1919 дирижёр московского Камерного театра, в 1920 помощник главного дирижёра военных оркестров в Петрограде. С 1922 жил в Париже. Автор фп. произв. (в т.ч. «Гейдельбергские эскизы» ор. 6; «Сказки» ор. 7; «Соната-фантазия» ор. 8), романсов на сл. А. И. Апухтина, А. М. Фета и др., а также многочисленных статей. Умер 30 января 1950 года в Париже.

Хронология жизни

  • 1877, 7 мая (26 мая) - родился в семье статского советника, архитектора Отто Карловича Гунста;
  • Конец 1880-х - 1890-е гг. - обучение в гимназии;
  • Конец 1890-х - начало 1900-х гг - обучение на юридическом факультете Московского университета;
  • 1898 г. - первая публикация музыкального произведения - романса на стихи А. С. Пушкина «На холмах Грузии» (для голоса с фортепиано);
  • Начало 1900-х гг. - параллельная учёба в Московской консерватории и частные уроки композиции, фортепиано и теории музыки. Учителя: Р. М. Глиэр, Н. С. Жиляев и А. Б. Гольденвейзер;
  • 1906 г. - получает звание присяжного поверенного при Московской Судебной палате;
  • 1909 г. - Вместе с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, С. Танеевым учреждает Московское общество любителей камерной музыки. До 1917 г. является его Председателем и кассиром. Репетиции членов Общества проходят в особняке Гунстов (Староконюшенный переулок, № 4);
  • 1912-17 гг. - музыкальный критик московских журналов «Маски», «Музыка», «Рампа и жизнь» (псевдоним Е. Г.);
  • 1913 г. - Перевод Гунстом на немецкий язык книги С. Танеева о контрапункте у Моцарта. Он появляется в годовом отчёте консерватории Mozarteum в Зальцбурге;
  • 1914 г., август - с началом Первой мировой войны Гунст работает помощником прокурора в военном окружном суде;
  • 1915 г. - публикация книги «Скрябин и его творчество» - первая монография о жизни и творчестве композитора;
  • 1916-1917 гг. - Время от времени Гунст дирижирует в различных театрах в Москве и Петрограде (в том числе в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, в Московском Камерном театре и театре Суворина);
  • 1918 г. - директор Народной консерватории в Нижнем Новгороде;
  • В 1919 г. - дирижёр Московского Камерного театра.
  • В 1920 г. - помощник главного дирижёра военных оркестров в Петрограде.
  • 1920 г. - бегство с женой в Ревель (ныне Таллин);
  • 1920 г., июнь - переезд в Париж;
  • 1921-1950 гг - постоянное проживание в Париже (с небольшими поездками в Ниццу);
  • 1922-1923 гг. - зарабатывает на жизнь игрой на пианино в ресторанах, кафе и танцевальных клубах, а также уроками игры на фортепьяно;
  • 1924 г. - Гунст - соучредитель Русской консерватории в Париже, в которой преподаёт все теоретические дисциплины. Помимо преподавания избирается председателем художественного совета и является кассиром.
  • 1931 г. - «Русская консерватория в Париже» переходит под контроль лиц, связанных с Русским музыкальным обществом. «Вследствие политических расхождений во мнениях», Е. О. Гунст прекращает свою деятельность в Русской консерватории;
  • 1932 г., 4 февраля - открытие Русской Нормальной консерватории (Conservatoire Normal Russe, она же: Academie Russe de Musique à Paris). Гунст - директор и преподаватель всех теоретических предметов;
  • 1936 г. - Вследствие экономического кризиса Conservatoire Normal Russe закрывается по финансовым причинам. Гунст теряет своих частных учеников;
  • 1947 г. - в обстановке бытовых неурядиц чета Гунстов пытается эмигрировать в США;
  • 1950, 30 января - после четырёх месяцев тяжёлой болезни Е. О. Гунст умирает в своей квартире в Париже;
  • 1952, 29 апреля - подписывается акт передачи (от В. М. Гунст) личного архива Е. О. Гунста в распоряжение Жака Гандшина, директора Института музыковедения Базельского университета;
  • 2010 г., весна - архив Е. О. Гунста обнаружен в подвале Института музыковедения Базельского университета;
  • 2011 г., 7 июня - 7 июля - в музее «Kleines Klingental», г. Базель проходит выставка материалов личного архива Е. О. Гунста;
  • 2014 г., 10 сентября - 4 октября - в Москве, в здании Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки проходила выставка «Евгений Гунст. Находка, рассказывающая о жизни»;

Семья и родные

  • Отец: Гунст, Отто Карлович (нем. Otto-Karl-Franz-Georg Gunst, 1834-1891) - статский советник, архитектор;
  • Мать: Анна Ивановна Гунст (урождённая Перелыгина, 1838-1919, похоронена на Ваганьковском кладбище);
  • Жена: Варвара Михайловна Гунст (урождённая Обновленская, 1886, Москва - после 1952);
  • Старший брат: Гунст, Анатолий Оттович (1858-1919, похоронен на Ваганьковском кладбище) - русский архитектор, художник, преподаватель и актёр;
  • Племянник: Гунст, Евгений Анатольевич (1901, Москва - 1993, похоронен на Ваганьковском кладбище) - советский переводчик и литературовед;

Базельская находка (2010 г.)

Весной 2010 г. в подвале Института музыковедения Базельского университета случайно были найдены 14 аккуратно связанных пакета. Содержимое пакетов оказалось личным архивом Е. О. Гунста. Его разбором занималась группа сотрудников и студентов Базельского университета во главе с Лайлей Цикграф. По результатам изучения материалов архива Е. О. Гунста были организованы две выставки: первая выставка прошла в Базеле в июне-июле 2011 г. (Museum Kleines Klingental), вторая - в Москве под названием «Евгений Гунст. Находка, рассказывающая о жизни». Базельцы подготовили и издали 85-тистраничный буклет-брошюру с фотогалереей материалов архива и текстами подготовленными ими статей об отдельных аспектах жизни и деятельности Е. О. Гунста. Проведение выставок и частичная публикация сведений архива Е. О. Гунста значительно расширили научное представление об обстоятельствах жизни и музыкального творчества композитора.

Архив Е. О. Гунста был подготовлен вдовой композитора В. М. Гунст и передан Жаку Гандшину (нем. Jacques Handschin, урождённому Якову Яковлевичу Гандшину), на том момент директору Института музыковедения Базельского университета (акт передачи подписан 29 апреля 1952 г.). Мотивы Варвары Михайловны были очевидны: Яков Гандлин - уроженец Москвы (как и чета Гунстов), знал ценность материалов архива. Почему Гандшин не смог надёжно распорядиться судьбой архива Е. О. Гунста, осталось загадкой. Сам же Гандшин умирает через 3,5 года после получения архива. И архив Е. О. Гунста остался бесхозным в течение 55 лет.

Мемуары и публицистика

  • Исторические параллели. K вопросу o восприятии творчества A. Н. Скрябина / Евгений Гунст. - журнал «Маски», 1914, № 1;
  • 10 сонат Скрябина. Гунст Е. О. // «Русская музыкальная газета» - 1914. - № 47. - Стб.867-885.;
  • Скрябин и его творчество. / Евгений Гунст; С прил.: ориг. рис. акад. Л. Пастернака, 9 фотогр. снимков и 63 нот. Примеров. Обл. худож. Л. Оссовского. - Москва: тип. и цинкогр. т./д. «Мысль» (Н. П. Меснянкин и К°), 1915. - 77 с.; 23 см;
  • Сценические образы Шаляпина / Евгений Гунст. В книге: "Фёдор Иванович Шаляпин (Биография и сценические образы). - Москва: изд. журн. «Рампа и жизнь», 1915. - С. 54-81;
  • Ф. И. Шаляпин - камерный певец / Евгений Гунст. В книге: "Фёдор Иванович Шаляпин (Биография и сценические образы). - Москва: изд. журн. «Рампа и жизнь», 1915. - С. 85-88;
  • Танеев - камерный композитор. Гунст Е. // «Русская музыкальная газета» - 1915. - № 12/13. - Стб.227-230;
  • Воспоминания о последних днях А. Н. Скрябина. / Гунст Е. О. - Музыка, 1915, № 220, с. 286-288.

Избранная библиография музыкальных сочинений

  • На холмах Грузии. Для голоса с фортепиано: e.1-fis.2: Op. 1 / Слова А. Пушкина. Музыка Е. Гунста. - Москва; Лейпциг: П. Юргенсон, ценз. 1898. - 5 с.;
  • Я ждал тебя. Для голоса с фортепиано: cis.1-a.2: Сочинение 3, № 1 / Слова А. Апухтина. - Москва: П. Юргенсон, ценз. 1898. - 6 с.;
  • Помню я: старушка няня. Для голоса с фортепиано: c.1-e.2: Сочинение 3, № 2 / Слова А. Фета. - Москва: П. Юргенсон, ценз. 1898. - 5 с.;
  • Вечер. Для низкого голоса: b-e.2 / Слова А. Апухтина. - Москва: Музыкальный магазин «Симфония», ценз. 1901. - 5 с.;
  • Весенняя ночь : Для среднего голоса с ф.-п.; d.1-es.2: Соч. 4, № 2 / Слова А. Апухтина. - Москва: «Симфония», ценз. 1901. - 5 с.;

Современники об Е. О. Гунсте

  • Известный английский музыковед Монтегю-Натан писал в 1917 г. в своей монографии «Современные русские композиторы»:

«Мы находим блестящую плеяду молодых прогрессивных композиторов, отличающихся всесторонней культурой, но гораздо более близких к фортепиано, инструменту который они значительно обогатили литературой. Их предводитель (doyen), если можно так выразиться, Евгений Гунст, судя по фамилии немецкого происхождения. Он родился в Москве в 1877 году и изучал право в университете, прежде чем обратиться к музыкальной карьере»

  • О предреволюционном периоде жизни в Москве:

«Евгений Оттович Гунст играл значительную роль в музыкальной жизни предреволюционной Москвы. Он был замечательным человеком. Его мягкое и чуткое обращение с музыкантами привлекало их в его дом, который постепенно превратился в музыкальный центр Москвы.

В то время Гунст жил в особняке в Староконюшенном переулке. Это был дом типичной московской семьи с традиционным образом жизни и великодушными гостеприимными хозяевами. В этом просторном особняке жила большая семья из нескольких поколений. Игрались свадьбы, рождались дети, и все продолжали жить в одном доме. Когда становилось тесно, добавлялся этаж или крыло, и поколение за поколением продолжало жить вместе в том же самом доме.»

  • О быте композитора в послевоенном Париже:

«Посетителя, влезшего на восьмой этаж истино-пролетарского жилища Е. О., встречала всегда одинаковая картина: ласковый хозяин хилый здоровьем, редко выходящий из дому: за двумя столами работа над партитурами (жена его была ему бодрой, неизменной помощницей); кипы манускриптов, своих и чужих, за зелёной занавесочкой большого шкафа - драгоценное собрание умных книг по специальности; ступить негде - вся поверхность крошечной комнаты занята музыкой.»

27.05.2023
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.