Густав Малер
Gustav Mahler

Австрийский композитор и дирижер. При жизни прославился как лучший среди оперных и симфонических дирижеров Австрии. И лишь узкий круг поклонников догадывался, что перед ними гениальный композитор. Помимо этого выступал выдающимся интерпретатором опер Рихарда Вагнера, Вольфганга Моцарта, Людвига Бетховена. Его наследие, почти полностью состоящее из песен и симфоний, за последние полвека прочно вошло в концертный репертуар, и вот уже несколько десятилетий является одним из самых исполняемых композиторов.


Густав Малер родился 7 июля 1860 года в деревне Калиште, Чехия. Мальчик вырос в обычной семье. С шести лет начал учиться игре на фортепиано и обнаружил замечательные способности. В 1875 юношу отправили в Вену, где поступил в консерваторию по рекомендации профессора Юлиуса Эпштейна. В консерватории Малер раскрылся прежде всего как исполнитель-пианист. Также, интересовался и симфоническим дирижированием. Однако первые сочинения студенческих лет не отличались самостоятельностью и впоследствии оказались уничтожены самим композитором.

В том же 1875 году Густав ощутил, что попал в музыкальную столицу Европы. На полтора месяца в Вене остановился Рихард Вагнер, всколыхнув всю культурную элиту столицы. Ни одной оперы, постановками которых он руководил, восхищенный студент консерватории не пропустил. В столице витал дух Бетховена и Шуберта, творил композитор и пианист Иоганнес Брамс, оказавший влияние на раннее творчество Малера. На сцене оперного театра блистали Аделина Патти и Паолина Лука, на концертах дирижировал Ханс Рихтер, а композитор и органист Антон Брукнер давал лекции, которые Малер с удовольствием посещал. Спустя четыре года молодой композитор сочинил кантату «Жалобная песнь», в которой чувствовалось влияние двух мэтров: Вагнера и Брукнера.

Помимо обучения в консерватории, Густав проявил интерес к философии. на протяжении двух лет посещал лекции по предмету в Венском университете. Чтобы сводить концы с концами, музыкант давал уроки фортепианной игры. Уже тогда ему пророчили блестящее будущее как пианисту, но его композиторские опыты преподаватели принимали скептически.

Столица Австрии стала для музыканта второй родиной, повлияв на вкусы и определив дальнейший путь, дав блестящее образование. В 1881 году Малер представил на ежегодном Бетховенском конкурсе свое новое творение «Жалобная песнь». Дебют оказался провальным: жюри вручило пальму первенства и премию Роберту Фуксу.

Данное поражение не только больно ударило по самолюбию Густава, но и повлияло на дальнейший выбор. Малер бросил на стадии полуготовности оперу-сказку «Рюбецаль» и встал за дирижерский пульт в городе Любляна. Вскоре получил приглашение в Ольмюц, где пришлось отстаивать вагнеровские принципы руководства оркестром. Карьера продолжилась в венском Карл-театре, где ему доверили работу хормейстера.

В 1883 году Малеру предложили должность второго дирижера Королевского театра в гессенском Касселе, где задержался на два года. Здесь, композитор написал цикл «Песни странствующего подмастерья», который публика услышала только тринадцать лет спустя. Произведение называют самым романтичным в наследии композитора.

В середине 1880-х годов, из-за разногласий с театральным руководством Малер покинул Кассель, получив приглашение в пражскую Немецкую оперу. Столица Чехии приняла дирижера тепло, а директор театра Анджело Нойман высоко оценил приобретение в лице Густава, прослыв открывателем талантов. Именно в Праге Малер впервые почувствовал вкус славы и ощутил переход на высший уровень профессионализма. Заключенный с Новым театром города Лейпциг контракт в 1887 году все-таки заставил Густава покинуть гостеприимную Прагу.

Настоящее признание пришло к Густаву Малеру вместе с премьерой оперы «Три Пинто», состоявшейся в январе 1988 года. Композитор по просьбе внука, основоположника немецкой романтической оперы Карла Вебера дописал неоконченное произведение, да так удачно, что «Три Пинто» с триумфом прошла на самых крупных сценах Германии.

Весной 1888 года любовные неурядицы снова вдохновили композитора на создание потрясающего произведения: Первой симфонии. Сегодня это наиболее часто исполняемое и популярное сочинение Густава Малера.

Отработав в Лейпциге два сезона, музыкант оставил город. Причиной стали конфликт с помощником режиссера и желание переехать в Будапешт, где ему предложили место директора Королевской оперы и приличное жалование. Деньги, точнее их отсутствие, отравляли жизнь композитора. После смерти отца и матери на его попечении остались брат и две сестры.

В должности директора убыточного будапештского театра Малер трудился на износ. За полгода ему удалось превратить Королевскую оперу в национальный театр, избавившись от гастролеров и создав настоящий оркестр, который взял в репертуар оперы Моцарта и Вагнера. Директор сумел «перетянуть» на сцену оперную диву Лилли Леман, славившуюся уникальным сопрано.

Весной 1891 года Малер откликнулся на приглашение из Гамбурга: его позвали на третью по значимости оперную сцену Германии, уступавшую лишь берлинской и мюнхенской, в качестве режиссера и капельмейстера. В начале следующего года Густав поставил на гамбургской сцене оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин». Русский композитор и дирижер прибыл в Гамбург, чтобы встать за дирижерский пульт, но, увидев за работой Малера, отказался. Петр Ильич Чайковский назвал немецкого коллегу гениальным.

В Гамбурге Густав издал сборник песен «Волшебный рог мальчика», взяв за основу одноименную книгу стихов поэтов гейдельбергского кружка. Тексты из сборника Малер использовал, когда сочинял три симфонии: Вторую, Третью и Четвертую.

Успехи композитора и дирижера в Гамбурге заметили в Вене. С середины 1890-х годов Придворная опера засылала к нему агентов, но Малер не решался, опасаясь царивших там антисемитских настроений. В феврале 1897 года Густав крестился в католицизм и весной поставил подпись под контрактом с Придворной оперой, став третьим дирижером.

Путь к настоящей славе оказался тернист, но Густаву Малеру удалось его преодолеть и занять место директора театра. В Вене родилась знаменитая Пятая симфония, которая разделила современников на два лагеря: одни увидели вульгарность и безвкусицу, другие превозносили за новаторство до небес. Затем появились Шестая, Седьмая и Восьмая симфонии. В своем театре Густав установил новые порядки, которые понравились не всем. Знатная публика, ранее чувствовавшая себя за кулисами оперы как дома, возмутилась запретом входить в театр когда вздумается.

Именитый дирижер в 1907 году почувствовал недомогание, измотанные театральными интригами нервы и проблемы со здоровьем заставили мэтра покинуть любимое детище, которому посвятил десять лет жизни. Руководство театра назначило Малеру пенсию с условием, что дирижер не будет работать ни в одной из австрийских опер. Однако денежное пособие оказалось столь скромным, что Густаву пришлось трудиться и дальше. Работу нашел в нью-йоркской Метрополитен-опера. В этот период родились «Песнь о земле» и Девятая симфония.

Годы пребывания Малера в Америке ознаменовались созданием двух последних симфоний: «Песни о земле» и «Девятой». Десятая симфония оказалась только начата. Впоследствии ее завершили ученики и последователи по эскизам композитора.

    Густав Малер скончался 18 мая 1911 года в Вене от эндокардита. Его могила расположена рядом с местом погребения умершей дочери на местном Гринцингском кладбище.


Творчество Густава Малера

Основные произведения

«Жалобная песнь» (нем. Das klagende Lied; первая редакция, в 3-х частях - 1880; вторая редакция, с изъятой первой частью - 1898)
«Песни странствующего подмастерья» (нем. Lieder eines fahrenden Gesellen, 1885-1886)
«Волшебный рог мальчика» (нем. Des Knaben Wunderhorn. Humoresken - 12 песен, 1892-1901)
Песни на стихи Рюккерта (нем. Rückert Lieder, 1901-1902)
«Песни об умерших детях» (нем. Kindertotenlieder, 1901-1904)
Симфония № 1 (1884-1888)
Симфония № 2 (1888-1894)
Симфония № 3 (1895-1896)
Симфония № 4 (1899-1901)
Симфония № 5 (1901-1902)
Симфония № 6 (1903-1904)
Симфония № 7 (1904-1905)
Симфония № 8 (1906)
«Песнь о земле» (нем. Das Lied von der Erde), 1908-1909)
Симфония № 9 (1909)
Симфония № 10 (не окончена).

Семья Густава Малера

Отец - Бернхард Малера, трактирщик.
Мама - Мария Германн, дочь мелкого фабриканта.

Жена - Альма Шиндлер (брак с 1902).
Дочь - Мария.
Дочь - Анна.

20.05.2018
  • Австрийский Композитор
  • Дирижер

Дата рождения: 7 июля 1860 года (161 год назад)
Дата смерти: 18 мая 1911 года (111 год назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.