Мельчаков Иннокентий Дмитриевич

Иннокентий Мельчаков родился 8 февраля 1907 года в городе Иркутск. Детство и юность провел в Сибири. Там он получил среднее образование. Рисование стало главным увлечением с юных лет - Иннокентий был явно одарен как художник, и его архитектура начиналась с живописи.

В 1927 году будущий зодчий поступает в Иркутскую художественную студию к известному педагогу И.Л.Копылову и в 1930-м, получив звание художника-техника, отправляется в Ленинград. «Архитектура Северной столицы произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. Позднее он вспоминал, что Ленинград ошеломил его…» - рассказывает биограф Я.Ш.Каждан, кандидат исторических наук, которому, по его словам, не раз доводилось беседовать с Мельчаковым.

Пылкий сибиряк спешит на архитектурное отделение Академии художеств, которое в результате реорганизации передают в состав Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства. И студент Мельчаков за время учебы пробует свои силы в проектных организациях Ленинграда. Впрочем, постигая тайны архитектуры, он не перестает заниматься рисунком.

В 1933 году на выставке молодых художников Мельчаков впервые выставляет свои работы - архитектурные зарисовки города на Неве, пейзажи, отличавшиеся мастерством, своеобразной техникой. К концу учебы он экспонирует уже более 60 работ.

После защиты дипломной работы, по ходатайству руководства института, выпускника Мельчакова зачисляют в Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР на основное отделение. В эти годы он принимает участие в различных конкурсах: в 1937-м создает проект памятника героям стратосферы, отмеченный премией Академии архитектуры, проектирует станцию Московского метрополитена в Измайлове.

В ноябре 1939-го Мельчаков - в Нью-Йорке, на всемирной выставке, на него возложена ответственная миссия - в архитектурных формах отразить величие и грандиозность преобразований, происходивших в молодой Стране Советов. Вместе с художниками Евгением Лансере и Александром Соловьевым он возводит Советский павильон. По словам самого Иннокентия Дмитриевича, приходилось непросто - необходимо было решать интерьеры, исходя из объемов предлагаемого пространства и многообразной экспозиции.

В Америке архитектор выполнил множество рисунков - путевые наброски, зарисовки павильонов Франции, Японии, Бельгии, других стран. Многие из этих графических и акварельных работ экспонировались на персональной выставке Мельчакова в Доме архитектора в 1941 году.

С первых дней Великой Отечественной знания опытного специалиста служат обороне страны - он занимается маскировкой предприятий Москвы; разрабатывает охрану промзон в Чимкенте; проектирует и строит огневые точки под городом Горьким… А в 1943 году уже появляются пантеон партизанам, памятник генералу Гурьеву (причем скульптурную группу Мельчаков выполняет самостоятельно), в 1944-м триумфальные арки, братские могилы, памятные монументы - Священная война входит в творчество зодчего навсегда. В 1945 году, 30 сентября, на Гвардейском проспекте нынешнего Калининграда состоялось торжественное открытие памятника 1200 воинам-гвардейцам, павшим при штурме Кенигсберга. Среди авторов и строителей мемориала, ставшего одним из первых значительных символов Великой Победы, - Иннокентий Мельчаков.

После Победы, в 1948-м, Мельчаков проектирует павильон СССР на выставке Международной федерации женщин, в 1950-е годы участвует в создании триумфальных арок для Киева и Переяслава-Хмельницкого в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Талант Иннокентия Дмитриевича отражать в зримых формах события и явления со значением «эпохальный», «масштабный», «грандиозный», безусловно, проявился в его творении 1954 года. И если ВДНХ считалась визитной карточкой всего Советского Союза, то триумфальная арка на центральном входе (дело ума и рук архитектора Мельчакова) - главной эмблемой ВДНХ. Возведенная в духе имперской архитектуры Древнего Рима и русского классицизма, она стала знаком славы советского народа - победителя в Великой Отечественной войне. Арку сравнивают с Бранденбургскими воротами в Берлине. На ее вершине - «Тракторист и колхозница», они возносят на высоту 32 м аллегорический сноп колосьев - тяжелую промышленность и сельское хозяйство.

Кстати, в 2009 году были проведены масштабные работы по реконструкции арки. Тогда же сделали и слепки со всех ее выступающих элементов. Этим самым постарались предотвратить утрату малейших элементов сооружения, которое в настоящее время является ценным культурно-историческим архитектурным объектом России.

Кроме того, Иннокентий Дмитриевич принимал участие и в разработке павильонов прибалтийских республик, Белоруссии - колоннады его парадного входа.

«Среди новых сооружений главной выставки страны выделяется жизнерадостной праздничностью павильон Белорусской ССР. Легко вздымающаяся масса сооружения, входная часть с колоннадой, за которой раскрывается полуциркульный дворик, использование цветной керамики на белом фоне - все вместе создает ощущение легкости, нарядности», - писала в 1954 году одна из московских газет.

В 1943-м Иннокентий Дмитриевич пришел в Московский архитектурный институт, где преподавал до конца жизни. С 1983 года - профессор кафедры живописи. Мельчаков говорил студентам, что в их рисунках должна ощущаться рука архитектора. Он так постоянно и рисовал, совершенствовал свою технику акварели. О нем справедливо говорили, что он был лучшим художником среди архитекторов и лучшим архитектором среди художников.

Иннокентий Мельчако в создал символ ВДНХ - арку главного входа, на которую вознеслись тракторист и колхозница со снопом пшеницы над головой. Он автор не только этого знаменитого монументального творения, ставшего визитной карточкой Страны Советов. Задолго до того, еще в 1937-м (а 32-метровая колоннада на Центральной аллее ВДНХ взмыла в небо к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1954 году), он спроектировал станцию Московского метрополитена в Измайлове. В 1939-м Иннокентий Мельчаков вместе с художниками Лансере и Соловьевым участвовал в строительстве Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, создавая интерьеры, отражавшие достижения СССР в народном хозяйстве. Москву и сейчас украшают здания, рожденные его творческой фантазией, а набережную рядом с Кремлем освещают «сталинские» фонари, которые в 1940-х годах придумал архитектор Мельчаков.

Хотя он сам увековечивал память о прошлом (разработал проект могилы Калинина у Кремлевской стены, памятник генералу Брусилову, строил мемориалы героев Великой Отечественной войны), история не сохранила ни времени ухода его из жизни, ни места захоронения. 

Интересные факты

Интересные факты

Иннокентий Мельчаков спроектировал в Москве:

• входные ворота в сад имени Баумана со стороны Новой Басманной улицы;
• зал коллегии Министерства высшего образования (ныне конференц-зал МАрхИ);
• окружную автостраду с центрами обслуживания; 10-этажный дом на Ленинградском шоссе; чугунную ограду для Химкинского речного порта.

  • Кремлевские фонари

В сентябре 2015 года в центре Москвы восстановили исторический облик фонарей. Более тысячи новых чугунных плафонов, отлитых по оригинальным эскизам середины XX века, освещают город в темное время суток. Так называемые сталинские фонари вдоль набережных рядом с Кремлем выполнены по образцу, которые спроектировал в 1940-х годах архитектор Иннокентий Мельчаков..

  • Даты

В 1966 году Иннокентий Дмитриевич Мельчаков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1977-м в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности прошла выставка мастера, на которой экспонировалось 250 его работ.

  • Любопытно

Автором фонтана перед входом в здание Московского архитектурного института (бывших Вторых свободных художественных мастерских, организованных на основе Строгановского училища в 1918 году) является Иннокентий Мельчаков. Чаша построена в ХХ веке. Это место, где встречаются все студенты МАрхИ.

20.01.2019
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.