Жан Эмиль Поль Крас

Контр-адмирал, композитор. Сконструировал «линейку Краса» (фр. règle Cras) - двойной транспортир для удобства прокладки маршрута на навигационной карте. В чине контр-адмирала занимал пост начальника Брестского порта. Центральное место в творческом наследии Краса занимают камерные сочинения - прежде всего, струнное трио. Среди немногочисленных оркестровых сочинений Краса выделяются симфоническая сюита «Бортовой журнал».


Родился 22 мая 1879 в городе Брест (Франция) в семье военно-морского медика. В 17 лет поступил в Морскую школу в Бресте, окончив её в 1898 г. четвёртым в выпуске (из 70 выпускников). Ходил на различных судах у берегов Америки и Африки, затем на протяжении двух лет преподавал в Морской школе. Внёс ряд инженерных усовершенствований в некоторые корабельные устройства - в частности, сконструировал «линейку Краса» (фр. règle Cras) - двойной транспортир для удобства прокладки маршрута на навигационной карте, названный его именем.

С началом Первой мировой войны занял должность адъютанта командующего средиземноморскими силами флота Франции адмирала Буэ де Лапейрера, с 1916 г. командовал миноносцем «Капитан Бори», действовавшим в Адриатическом море. Позднее занимал различные должности в Генеральном штабе, а с 1931 г. в чине контр-адмирала занимал пост начальника Брестского порта.

Начав сочинять музыку самоучкой, Крас к двадцати годам уже был автором мессы, мотета, камерных сочинений. На его дальнейшую творческую судьбу оказала решающее влияние встреча с композитором Анри Дюпарком, ставшим его наставником и близким другом (Дюпарк называл Краса «сыном своей души», фр. fils de son âme). Первым изданным сочинением Краса стала в 1900 году соната для виолончели и фортепиано «Плоть» (фр. La Chair) - третья часть триптиха, в который входили также сонаты для скрипки и фортепиано «Дух» и для альта и фортепиано «Душа».

Центральное место в творческом наследии Краса занимают камерные сочинения - прежде всего, струнное трио (1927), - и фортепианные пьесы, в том числе «Пять интимных поэм» (фр. Cinq poèmes intimes; 1902-1911) и «Четыре танца» (1917) - оба фортепианных цикла записаны Жаном Дюбе. Определённой известностью пользуется единственная опера Краса, «Полифем» (1922, по одноимённой стихотворной драме Альбера Самена на античный сюжет), поставленная в Опера комик (дирижировал премьерой Альбер Вольф). Среди немногочисленных оркестровых сочинений Краса выделяются симфоническая сюита «Бортовой журнал» (фр. Journal de bord; 1927), исполненная впервые в 1928 г. Оркестром Падлу под управлением Рене-Батона, и концерт для фортепиано с оркестром (1931), впервые прозвучавший в исполнении дочери композитора, пианистки Колетт Крас.

22.05.2023
  • Контр-адмирал
  • Композитор

Родился: 22 мая 1879 года (144 года назад)
Умер: 14 февраля 1932 года (92 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.