Кэтрин Хэпберн
Katharine Houghton Hepburn

Кэтрин Хэпберн родилась 12 мая 1907 года в городе Хартфорд, США. Девочка росла спортивной, любила физические упражнения, носила брюки и короткую стрижку и даже называла себя мужским именем Джимми. Начальное обучение проходила дома. Поступив в колледж решила стать актрисой.

В начале «тридцатых» годов состоялся дебют Кэтрин на Бродвее. После первых же спектаклей последовало множество различных предложения от голливудских продюсеров. Вскоре, в 1932 году девушка дебютировала в кино в партнерстве с Джоном Бэрримором в художественной киноленте «Счете за развод» и сразу же была признана как одна из самых многообещающих юных звезд

Третий фильм, «Ранняя слава», оправдывая название, принес Хэпберн премию «Оскар», после чего Кэтрин Хэпберн превратилась в актрису, самостоятельно выбиравшую режиссеров. Главным человеческим ее качеством оказалась независимость.

В 1942 году на съемках картины «Женщина года» Хэпберн познакомилась со Спенсером Трэйси, секс-символом американского кино. Их роман продлился четверть века, но не стал публично обсуждаемым явлением. Трэйси не мог оставить жену и глухонемого сына, а Хэпберн публично признала факт их отношений лишь после смерти возлюбленного. Вместе они снялись в десятке картин, роль в последней из которых, «Угадай, кто придет к обеду» Стенли Крамера, принесла Хэпберн очередного «Оскара».

Список актеров, с которыми работала Хэпберн, сделал бы честь любой актрисе. В число именитых коллег входили Хамфри Богарт, Питер О′Тул, Джон Уэйн, Генри Фонда, Уоррен Битти.
На счету Кэтрин более пятидесяти ролей, среди которых почти нет второстепенных.

Является четырехкратной обладательницей премии «Оскар» и двенадцатикратным номинантом. Имела репутацию «национального достояния США» и «первой леди кинематографа». Наряду с Бетт Дэвис была признана Американским институтом кино величайшей актрисой в истории Голливуда.

Всю свою жизнь Хэпберн отличалась крепким здоровьем, но к середине «девяностых» годов, после завершения кинокарьеры, оно стало постепенно ухудшаться. В мае 2003 года у актрисы диагностировали активно прогрессирующую опухоль в шее, но из-за преклонного возраста было решено не проводить медицинского вмешательства.

Кэтрин Хэпберн скончалась 29 июня 2003 года, в возрасте 96 лет, в своем доме в небольшом прибрежном городе Олд-Сейбрук, штат Коннектикут, США. Похоронена на семейном участке кладбища Седар-Хилл в городе Хартфорде.

Творчество

Творчество

За свою 66-летнюю карьеру Кэтрин Хепбёрн снялась в 44 художественных фильмах, 8 телевизионных фильмах и приняла участие в 33 театральных постановках. Её актёрская карьера охватывает широкий круг жанров, в их числе эксцентричные комедии, драмы и адаптации произведений крупнейших американских драматургов. Она появлялась на театральной сцене в каждое десятилетие с 1920-х до 1980-х годов, играя в пьесах Уильяма Шекспира, а также во многих других бродвейских мюзиклах.

Зрителям также запомнился и полюбился её экранный дуэт со Спенсером Трейси, с которым её связывали романтические отношения более двадцати лет. Вместе они снялись в девяти фильмах и запомнились как одна из легендарных пар Голливуда.

Оценки творчества

Многие сходятся во мнении, что Хепбёрн не была инстинктивной актрисой. Она любила тщательно изучать сценарий и очень долго воспроизводить своего персонажа, убедившись что она сделала всё отлично, актриса начинала репетировать и как можно больше, также она просила снимать одну сцену несколько раз. С подлинной страстью к индустрии кино, она тяжело работала над каждой ролью, обучалась всем необходимым навыкам и все трюки выполняла сама. Она была известна не только строгим отношением к себе, но и к своим коллегам. Комментируя её мотивацию к работе, Стэнли Крамер сказал: «Работать, работать и работать. Она умеет работать, пока не выжмет из себя всё до капли». Хепбёрн также сама участвовала в производстве каждого из её фильмов, вносила предложения по сценарию и высказывала свое мнение обо всём, от костюмов до освещения.

Героини Хепбёрн были очень интересными, состоятельными и умными, сильными и независимыми. Майкл Канин сказал: «Формула успеха Хепберн: заносчивость, грубоватость и безумная тяга к работе». В связи с её изображением таких персонажей, её называли воплощением противоречий, обладательницей природного статуса женщины. Кинокритик Молли Хэскелл прокомментировала важность исполнения Хепбёрн своих персонажей: «Её пугающее присутствие было необходимо, её персонажи занимались самоуничтожением, чтобы остаться на хорошей стороне зрителей».

Кэтрин Хепбёрн — одна из самых знаменитых актрис в мире, но она также подвергалась критике за недостаточную гибкость в исполнении ролей. Её персонаж всегда соответствовал её истинной личности, в этом Хепбёрн призналась сама. В 1991 году она сказала журналистам: «Я думаю, что я всегда одинаковая. У меня очень целеустремлённый характер и мне нравится фильм, в котором я присутствую как личность». Драматург и писатель Дэвид Макрэй сказал: «Посмотрите любой фильм с Кэтрин Хепбёрн и спросите себя. Если она не играет по существу, одну и туже роль снова и снова…это либо есть либо нет, давайте не путать по настоящему увлекательную и уникальную женщину с превосходной актрисой». Хепбёрн также неоднократно критиковали, за слишком грубое, холодное и отчуждённое поведение.

Награды и номинации

Награды и номинации

Кэтрин Хепбёрн получила четыре премии «Оскар» (1934, 1968, 1969, 1982) — до настоящего времени это абсолютный рекорд обладания этой премией в категории «Лучшая актриса»; при этом она имела 12 номинаций на эту премию в данной категории (по этому показателю она уступает только Мерил Стрип — 21 номинация). Также Хепбёрн принадлежит рекорд по самому продолжительному периоду между номинациями на «Оскар» — 48 лет.

Среди других значимых наград, у неё имеются две премии BAFTA (1969, 1982) и три номинации на эту премию (1953, 1956, 1958), премия «Эмми» (1975) и пять номинаций на эту премию (1974, 1979, 1986—дважды, 1993), восемь номинаций на премию «Золотой глобус» (1953, 1957, 1960, 1963, 1968, 1969, 1982, 1993), две номинации на премию «Тони» (1970, 1982) и др. Хепбёрн также является призёром Каннского и Венецианского кинофестивалей (1962, 1934).

Помимо прочего Кэтрин Хепбёрн была включена в Американский театральный «Зал Славы» в 1979 году. Также она выиграла «Премию Гильдии киноактёров США» в 1980 году и была удостоена Премии Центра Кеннеди за «Огромный жизненный вклад в американскую культуру», в 1990 году.

Наследие

Наследие

Кэтрин Хепбёрн являлась важной и влиятельной деятельницей культуры. Рос Хортон и Салли Симмонс включили её в свою книгу «Женщины, изменившие мир», которая чтит 50 женщин, которые помогли сформировать мировую историю и культуру. Также она входит в список Британской энциклопедии — «300 женщин, которые изменили мир», в список «100 самых важных женщин 20-го века» журнала Ladies Home, в список «100 легенд века» журнала Variety, и занимает 84 место в списке «200 величайших легенд поп-культуры всех времён» канала VH1. В 1999 году Американский институт кино назвал Хепбёрн «величайшей актрисой в истории Голливуда».

Что касается кинематографического наследия Хепбёрн, телеведущий Шеридан Морли сказал, что она «сломала все барьеры для женщин в Голливуде», где она была воплощением волевой женщины на экране. Киноакадемик Эндрю Бриттон написал исследование в котором описал Хепбёрн как «ключ к классическому Голливуду», и описывал её феминистское влияние на индустрию кино. Мэрион Эдвардс утверждала, что влияние Хепбёрн способствовало возрождению новых женщин.

Вне экрана, Хепбёрн жила в непривычной для своего времени манере, таким образом она стала символизировать «современную женщину» и сыграла важною роль в изменении отношения к женскому полу. Хортон и Симонс писали о Хепбёрн: «Уверенная в себе и остроумная, четырёхкратная обладательница премии „Оскар“ Кэтрин Хепбёрн бросала вызов Конвенции на протяжении всей своей профессиональной и личной жизни…её образом напористой и сильной женщины можно только восхищаться и равняться на него всем остальным женщинам». После смерти Хепбёрн, историк Джанин Бэссинджер заявила: «Кэтрин Хепбёрн принесла нам новый вид героини — современной и независимой». Мэри Макнамара, журналист и обозреватель из Лос-Анджелес Таймс написала: «Кэтрин Хепбёрн была больше чем кинозвезда, она была покровителем всех американских женщин». Она не всегда была почитаемой феминисткой, из-за своих публичных заявлений, о том что женщина не может иметь всё. Наследие Хепбёрн распространяется и на моде, она была первой женщиной носившей брюки в начале XX века. Актриса вносила свой вклад в обеспечение изготовления специальных брюк для женщин, в то время как фанаты начали подражать ей в выборе одежды. В 1986 году она получила премию от Совета модельеров Америки, учитывая то влияние, которое она произвела на женскую моду.

Ряд картин с участием Хепбёрн, стали классикой американского кино: «Африканская королева» (1951), «Филадельфийская история» (1940), «Воспитание крошки» (1938), и «Угадай, кто придёт к обеду?» (1967), включённые Американский институтом кино в список «100 лучших американских фильмов за 100 лет». «Ребро Адама» (1949) и «Женщина года» (1942) были включены АFI в список «100 самых смешных американских фильмов за 100 лет». Её аристократический прерывистый голос является одним из самых узнаваемых в мировом кино [Sample, from Stage Door (1937).

Мемориалы

Кэтрин Хепбёрн была удостоена нескольких мемориалов, в квартале Тертл-Бей в Манхэттене, где она проживала на протяжении 60 лет. В 1977 году, неподалёку от дома где она проживала, был построен сад названный её именем. Сад состоит из двенадцати ступеней, символизирующие двенадцать номинаций актрисы на премию Американской киноакадемии, каждая из которых содержит надпись с цитатой актрисы. К тому же пересечение Восточной 49-й улицы и 2-й авеню названо «площадью Кэтрин Хепбёрн». Именем актрисы был назван театр в городе Олд-Сейбрук, где Хепбёрн провела свои последние годы. Спустя три года после её смерти, колледж Брин-Мар, альма-матер Хепбёрн, основал «Центр Кэтрин Хотон Хепбёрн». Он был посвящён актрисе и её матери и призывал женщин участвовать в решении важных вопросов, затрагивающих их пол. «Центр культуры и искусств Кэтрин Хепбёрн» был открыт в 2009 году в Олд-Сейбруке, штат Коннектикут, расположенный на месте семейного пляжного дома, который она очень любила. Здание включает в себя музей Кэтрин Хепбёрн.

В библиотеке Академии кинематографических искусств и наук и в Нью-Йоркской публичной библиотеки хранятся личные документы Кэтрин Хепбёрн. Отрывки из Нью-Йоркской коллекции документов Хепбёрн описывающих её театральную карьеру, были представлены на выставке, «Katharine Hepburn: In Her Own Files» в 2009 году. Выставка «One Life: Кейт, Centennial Celebration», проходила в Национальной портретной галерее в Вашингтоне с ноября 2007 по сентябрь 2008 года. В Кентском Государственном Университете выставлялась подборка из её кино и театральных костюмов с октября 2010 по сентябрь 2011 года, на аукционе «Katharine Hepburn: Dressed for Stage and Screen». Кэтрин Хепбёрн также была удостоена своих собственных почтовых марок в рамках серии «легенды Голливуда». В 2015 году британский институт кино провёл два месяца ретроспективной работы изучая биографию Кэтрин Хепбёрн.

Экранизации

Мэтью Ломбардо написал о Кэтрин Хепбёрн пьесу «Чай в пять». В первом акте рассказывается жизнь Хепбёрн в 1938 году, во втором акте её жизнь в 1983 году, где она размышляет о своей жизни и карьере. Она была впервые показана в 2002 году, в театре «Хартфорд», актрису сыграла Това Фелдшу. Фелдшью также сыграла Кэтрин Хепбёрн в телефильме «Удивительный Говард Хьюз» (1977), а в 1980 году её персонаж в исполнении Мэрианн Тейлор появился в телефильме «Война Скарлетт О’Хары». В 2004 году в биографической драме Мартина Скорсезе, «Авиатор» (2004), роль Кэтрин Хепбёрн сыграла Кейт Бланшетт, получив за своё исполнение премию «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Личная жизнь

Личная жизнь

Имидж и характер

Кэтрин Хепбёрн была известна своей отдалённой от общества жизнью, она не любила давать интервью или общаться с поклонниками на протяжении большей части своей карьеры. Таким образом, она отдалила себя от светского образа жизни, который считала нудным и поверхностным, также актриса носила одежду в стиле casual, который был неприемлем в эпоху гламура.

Она редко появлялась на публике и избегала посещения ресторанов, а однажды даже вырвала камеру из рук фотографа, который сфотографировал её без разрешения. Несмотря на её рвение к уединению, Хепбёрн наслаждалась своей славой, а позже она призналась, что ей бы не понравилось, если бы пресса полностью игнорировала её. Много лет спустя, начиная с двух-часового интервью на «Шоу Дика Кавета» в 1973 году, Хепбёрн становилась всё более открытой с общественностью.

Хепбёрн была полна энергии и энтузиазма, это часто упоминается в её биографии, а её личная независимость стала ключом к её успеху. «Такая уверенность в себе означала, что она может контролировать любые сложные ситуации», — говорил её друг Майкл Канин, который сравнивал Хепбёрн со своей школьной учительницей, которая могла быть строгой и искренней. Кэтрин Хотон прокомментировала, что её тетя может быть «невыносимо самодовольной и властной». Хепбёрн призналась, что была особенно невыносима в раннем возрасте, когда требовала что-то. Она всегда радовалась жизни, а порой рассуждала: «Я люблю жизнь и мне так повезло, почему бы мне не быть счастливой?». Эндрю Скотт Берг хорошо знал Хепбёрн в последние годы и заявил, что хотя она была требовательной, она сохранила чувство смирения и человечности.

Актриса вела активную жизнь, занималась плаванием и каждое утро играла в теннис. Даже в пожилом возрасте, она продолжала играть в теннис регулярно, это было указано в документальном фильме о ней, «Кэтрин Хепбёрн: всё обо мне» (1993). Она также любила живопись, которая стала её страстью в последние годы жизни. Когда её спросили о политике, Хепбёрн сказала репортёрам: «Я всегда говорю, что я в интересах меньшинств и принимаю либеральную сторону. Я не тот человек который говорит „нет“ простому народу». Антикоммунистическое движение в 1940-х годах в Голливуде подтолкнуло её к политической деятельности: она вошла в Комитет по первой поправке. Её имя также упоминалось на слушаниях комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, но Хепбёрн отрицала, что сочувствует коммунистам. Позже она открыто пропагандировала противозачаточные средства и поддерживала аборты. Она придерживалась теории Альберта Швейцера — «Благоговение перед жизнью», но не была религиозной и не верила в загробную жизнь. В 1991 году Хепбёрн сказала журналистам: «Я атеист и это всё. Я считаю, что мы ничего не можем знать кроме того, что мы должны быть добрее друг к другу и делать то, что мы можем делать для других людей». За свои публичные заявления об этих убеждениях, она получила награду Американской гуманистической ассоциации в 1985 году.

Отношения

Единственным мужем Хепбёрн был Ладлоу Огден Смит, бизнесмен из Филадельфии, с которым она познакомилась ещё во время учёбы в колледже Брин-Мар. Пара поженилась 12 декабря 1928 года, когда ей был 21 год, а ему — 29. Хепбёрн не взяла фамилию мужа, потому что считала, что имя Кэтрин Смит звучит слишком просто. Она никогда полностью не отдавала себя браку и всегда ставила в приоритете свою карьеру. После переезда в Голливуд в 1932 году актриса закрепилась в своей отчуждённости, и в 1934 году она отправилась в Мексику, чтобы получить быстрый развод. Хепбёрн часто выражала благодарность Смиту за его финансовую и моральную поддержку в первые дни её карьеры, поэтому в своей автобиографии она назвала себя «страшной свиньёй», за то что так жестоко растоптала его любовь. Пара оставалась друзьями вплоть до смерти Смита в 1979 году.

Вскоре после переезда в Калифорнию Хепбёрн начала отношения со своим агентом Леландом Хейвордом, хотя они оба на тот момент были женаты. Хейворд предложил актрисе после того, как они оба будут в разводе, пожениться, но она отказалась, объяснив: «Мне хотелось быть одинокой и независимой». Их отношения продолжались четыре года. В 1936 году, во время турне со спектаклем «Джейн Эйр», Хепбёрн начала встречаться с предпринимателем Говардом Хьюзом. Годом ранее их познакомил общий друг Кэри Грант. Хьюз пожелал на ней жениться и сообщил всем о грядущем бракосочетании, но Хепбёрн была слишком сосредоточена на возрождении своей несостоявшейся карьеры. Они расстались в 1938 году, когда Хепбёрн покинула Голливуд после того, как попала в список актёров, рассматриваемых как «кассовый яд».

Хепбёрн была тверда в своём решении не выходить замуж и не заводить детей. Она считала, что материнство должно требовать полной отдачи и сказала, что не была готова отдать себя кому-то другому. Она сказала: «Я была бы ужасной матерью, потому что я в основном очень эгоистичный человек». Она чувствовала, что имела частичный опыт родителя, воспитывая младших братьев и сестёр, которые удовлетворили её потребность иметь собственных детей. В начале 1930-х годов ходили слухи, что Хепбёрн могла быть лесбиянкой или бисексуалкой, о чём она часто шутила. В 2007 году Уильям Манн выпустил биографию актрисы, в которой утверждал, что она действительно не была гетеросексуальна. В ответ на это её племянница Кэтрин Хотон сказала: «Я никогда не обнаруживала никаких доказательств того, что она была лесбиянкой».

Кэтрин Хепбёрн и Спенсер Трейси: «Любовь на экране и в жизни»

Наиболее значительные отношения у Хепбёрн были со Спенсером Трейси, её коллегой, с которым она снялась в девяти фильмах. В автобиографии она написала: «Когда я находилась вместе со Спенсером, у меня были уникальные чувства. Я бы сделала для него что угодно». Лорен Бэколл, близкая подруга актрисы, позднее писала о том, как слепо она была влюблена в актёра. Их отношения впоследствии получили большую огласку и они часто упоминались как одна из легендарных пар Голливуда. Когда они впервые встретились, ей было 34 года, а ему 41 год, Трейси изначально с недоверием отнёсся к Хепбёрн, он был удивлён её мальчишеским поведением и грязными ногтями, поэтому вскоре он начал подозревать, что она была лесбиянкой, но Хепбёрн сказала: «А когда я его встретила, сразу поняла, что он неотразим». Трейси оставался женатым на протяжении их долгих отношений, хотя он и его жена Луиза решили жить отдельно с 1930-х годов, у них никогда не было официального развода. Хепбёрн не вмешивалась в их отношения и никогда не пыталась женить на себе Трейси.

Поначалу Трейси был намерен скрывать свои отношения с Хепбёрн от своей жены, поэтому они редко оставались наедине. Они были осторожны и старались не появляться на публике вместе. У Трейси были проблемы с алкоголем и он часто был в депрессии, Хепбёрн описывала его измученным и посвятила себя тому, чтобы сделать его жизнь легче. Сообщения от людей, которые видели их вместе, описывали, как Хепбёрн менялась, когда находилась рядом с ним. Она становилась робкой, лелеяла его и слушалась его во всём, в итоге Трейси стал сильно зависим от неё. Они часто проводили время вдали друг от друга из-за своей работы, особенно в 1950-е годы, когда Хепбёрн работала в основном за рубежом.

Здоровье Трейси значительно ухудшилось в 1960-х годах, поэтому Хепбёрн сделала пятилетний перерыв в карьере, чтобы ухаживать за ним. Она переехала в дом Трейси, когда он был тяжело болен, и до самой его смерти (10 июня 1967 года) находилась рядом с ним. Из уважения к семье Трейси она не присутствовала на его похоронах. Только после смерти Луизы Трейси, в 1983 году, Хепбёрн начала говорить публично об их романе. В ответ на вопрос, почему она оставалась с Трейси так долго, несмотря на характер их отношений, она сказала: «Я, честно говоря, не знаю. Я могу только сказать, что я никогда не могла оставить его». Она утверждала, что не знала, как он относился к их долгому роману, но для неё эти двадцать семь лет вместе, были «абсолютным блаженством».

29.06.2023
Связанные статьи

Известные Киноактеры Мира

Культура

Кинопремия «Оскар»

Культура
Связанные новости и события
  • 29.06.2023
    29 июня 2023
    День памяти Кэтрин Хэпберн
    20 лет назад не стало величайшей актрисы в истории американского кинематографа. Она имела репутацию «Национального достояния США». На протяжении шестидесяти лет являлась ведущей актрисой Голливуда. Четырехкратная обладательница «Оскара» и двенадцатикратный номинант. Нетрадиционный и замкнутый образ жизни актрисы мало сочетался с образами её героинь на экране, эта уникальность делала Хепбёрн воплощением «современной женщины» США и XX века, также она запомнилась как важный культурный деятель своего времени. В 1960 году была удостоена именной звезды на Голливудской «Аллее славы».
  • Актриса
  • Лауреат премии «Оскар»

Родилась: 12 мая 1907 года (117 лет назад)
Умерла: 29 июня 2003 года (21 год назад)

Известные Киноактеры Мира

Культура

Кинопремия «Оскар»

Культура
Регионы США
ЗАКРЫТЬ X
  • Кэтрин Хэпберн
    Katharine Houghton Hepburn
    • Актриса
    • Лауреат премии «Оскар»
  • Родилась: 12 мая 1907 года (117 лет назад)
    Умерла: 29 июня 2003 года (21 год назад)
  • Регионы США

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.