Российский предприниматель. Организатор кинопроизводства. Продюсер. Режиссер и сценарист. Один из пионеров отечественного кинематографа. Создал в своем ателье специальный Научный отдел для съемок образовательных, видовых и этнографических фильмов.
Александр Ханжонков родился 8 августа 1877 года в деревне Ханженковка, Украина. Мальчик вырос в семье обедневшего помещика. После окончания в 1896 году Новочеркасского казачьего юнкерского училища был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской казачий полк. В 1905 году по состоянию здоровья был уволен в запас. Причитающуюся в таких случаях выплату в 5000 рублей он вложил в кинопромышленность.
Сначала он стал пайщиком московской компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре вливается в его собственное предприятие. Ханжонков организует на новом оборудовании фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья. Поначалу Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съемки отечественной картины «Палочкин и Галочкин», которая закончена так и не была. В январе 1909 года выходит на экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова фильм «Драма в таборе подмосковных цыган». К этому времени в производстве в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году.
Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своем ателье специальный Научный отдел для съемок образовательных фильмов. Он выпускал ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов. Его судьба после революции сложилась непросто. После разгрома армии Врангеля Ханжонков в ноябре 1920 года уезжает в Константинополь, затем в Милан и Вену. В 1923 году он возвращается в Россию, некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем заведующим производством «Пролеткино».
В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге, ввиду отсутствия доказательств его вины, освобожден, однако, получил запрет на работу в области кинематографа и был лишен политических прав. Из-за резкого ухудшения здоровья вынужден переехать из Москвы в Ялту. В 1934 году Ханжонков реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние годы жизни занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» в 1937 году.
Александр Алексеевич Ханжонков скончался 26 сентября 1945 года в Ялте в возрасте шестидесяти восьми лет. Похоронен на местном Поликуровском кладбище.
Семья Александра Ханжонкова
Первая жена - Антонина Николаевна Баторовская (1879-1925), дочь владельца магазина швейных машинок «Зингер», одна из компаньонов Торгового дома «А. Ханжонков и Ко», соавтор сценариев и фильмов под псевдонимом «Анталек».
Дочь - Нина.
Сын - Николай.
Вторая жена - Вера Дмитриевна Попова (1892-1974), в 1910-е годы монтажница на его кинофабрике, затем начальник монтажного цеха на Ялтинской киностудии, после смерти мужа вернулась в Москву, работала в Госфильмофонде СССР. Автор обзора «Русское кино. 1908-1918» (М., 1969), «Из воспоминаний о дореволюционном кино» в книге «Из истории кино» (М., 1962. Вып. 5., с. 120-130), воспоминания «Страницы прошлого (Записки монтажницы)» (архив ЦИК).
Внучка - Ирина Александровна Орлова, автор документальной повести «Жизнь посвящаю кинематографу».
Память об Александре Ханжонкове
К 125-летию со дня рождения А. Ханжонкова Почтой России выпущен памятный конверт с оригинальной маркой.
8 августа 2008 года в Макеевке открыт памятник А. Ханжонкову работы З. Церетели.
В Ялте
Памятник основателю Ялтинской киностудии открыт 26 августа 2011 года в рамках XII Международного телекинофорума «Вместе».
Бронзовый монумент работы московских скульпторов Геннадия и Федора Паршиных установлен на пересечении улиц Боткинской и Пушкинской в ста метрах от административного здания Ялтинской киностудии. Ханжонков изображен сорокалетним человеком в период самого расцвета своих сил.