Хомяков Алексей родился 13 мая 1804 года в селе Спешнево-Ивановское под Москвой. Как было принято в старинных дворянских семьях, получал образование дома.
В возрасте 17 лет, в 1821 году, стал кандидатом математических наук. Занялся литературной деятельностью, очень часто печатался (переводы, стихи), серьезно увлекся философией. В 18 лет Хомяков поступает на военную службу в Астраханский кирасирский полк. Продолжает службу через год в конной гвардии Петербурга.
В 1825 году уходит со службы, чтобы заняться живописью, литературой, философией. Уезжает за границу, где пишет знаменитую драму «Ермак». Интересы и деятельность Хомякова очень широки: богослов и философ, историк, экономист, создающий планы освобождения крестьян, автор нескольких технических изобретений, лингвист, поэт, полиглот, драматург, врач, живописец.
Когда началась русско-турецкая война в 1828 году, Хомяков принимает в ней участие и после окончания в 1829 году выходит в отставку. Решив заняться хозяйством, уезжает в своё имение, там продолжает вести активную литературную деятельность, пишет статьи в различные журналы. Хомякова считают основоположником славянофильства. Основные положения этого течения были изложены им в статье «О старом и новом», опубликованной в 1839 году. За год до этого он начал работу над своим основным трудом «Записка о всемирной истории». Принимая активное участие в общественной деятельности, Хомяков выступает как либерал за отмену крепостного права, смертной казни, за введение таких свобод, как свобода слова, печати и др.
С 1850 года его взгляды очень сильно связаны с богословием, религиозными вопросами, историей русского народа и православия. Несмотря на свои либеральные взгляды, Алексей Степанович считал, что монархия - это единственно приемлемый для России путь, и выступал за созыв «Земского собора», надеясь, что он уберет противоречия между властью и землей, возникшие в России после реформ Петра Великого.
Умер Алексей Степанович Хомяков 5 октября 1860 года во время холеры, которой заразился, леча крестьян в селе Спешнево-Ивановском Тамбовской губернии.
Фундаментальный труд «Записки о всемирной истории» (Семирамида) остался незавершённым, однако сохранились журнальные статьи. Вещественный мир представлялся Хомякову лишь внешним выражением свободно творящего Духа (Бога), а материальные факторы общественного развития — его внешними проявлениями. История — процесс постепенного проявления полноты духа в общественной жизни человечества. Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. Соответственно, история народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. Каждый народ обладал своей особой субстанцией, «началом».
В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Историческое развитие каждого народа предопределялось абсолютом. Однако в своём развитии народ в силу тех или иных причин может отклониться от него и не выполнить возложенной на него «миссии».
Понимание славянофилами (в том числе А. С. Хомяковым) процесса исторического развития того или иного народа как постепенного проявления его «начала» имело два неоспоримых преимущества. Во-первых, подобный подход подразумевал стремление понять смысл истории народа. Во-вторых, заставлял обратить особое внимание на специфику народной жизни (именно славянофилы первыми обратили серьёзное внимание на такое фундаментальное явление русской действительности, как сельская община).
Религиозно-философские взгляды
Одной из заслуг Хомякова является обоснование им принципа соборности, которое появляется в полемике с иезуитом Гагариным. Прилагательное «соборный» является характеристикой Церкви и переводом греческого слова кафолический из Символа Веры. Хомяков настаивает, что нельзя в соборности (равно как и в кафоличности) видеть вселенскость в смысле всемирности, ибо Церковь была соборной с самого начала до своего распространения среди народов. Принцип соборности — это «единство во множестве».
В отношении Церкви Хомяков признавал её разделение на видимую и невидимую, ветхозаветную и новозаветную. Свои взгляды он формулировал в полемике с папистами и протестантами, доказывая, что церковь не государство и не собрание верующих, но «единство Божьей благодати». При этом церковь существует «с сотворения мира», а Ной и Авраам были родоначальниками «ветхозаветной Церкви». Хомяков принимает учение о семи таинствах, но отвергает католическую добавку Филиокве.
В том же трактате («Церковь одна») он характеризует католическую церковь как принявшую «восьмое таинство»: «Те, которые приняли за веру истинную — мертвую веру, то есть ложную, или внешнее знание, дошли в своем заблуждении до того, что из сей мертвой веры, сами того не зная, сделали восьмое таинство». В Православии, по мнению Хомякова, именно Церковь обладает живой верой, поскольку она же обладает и святостью. В католицизме вопрос веры и святости сводится к папе: «Когда же один человек, или один епископ, имеет непременно веру, что должны мы сказать? Имеет ли он святость? Нет, ибо он ославлен преступлением и развратом. (…) и чрез сие таинство какая же вера в нём пребывает? Живая? Нет, ибо он преступник; но вера мертвая, то есть внешнее знание, доступное даже бесам».
А. С. Хомяков заострил внимание на пагубной роли папства, указав «на смешение в лице епископа-государя интересов духовных с мирскими как на главную причину, затрудняющую разрешение религиозного вопроса на западе». Право решения догматических вопросов перешло сначала к областной Церкви, а потом и просто к одному престолу: «государство от мира сего заняло место христианской церкви». Проблема индульгенций определялась в славянофильстве как «утилитарный рационализм», как перенесение на отношения человека с Богом механизма банкирского дома. Хомяков диагностировал и сегрегационную суть католицизма, отмечая, что римская церковь четко подразделяется на князей церкви, мирскую чернь и на ещё более низкую касту греко-униатов. Сближение Православия с Римом стало бы возможным лишь при полном отречении Рима от десятивекового заблуждения и папизма, — пишет он, — но это вряд ли произойдет, ведь для католиков Церковь как раз и состоит в папизме
По Хомякову, залогом спасения является церковное единство верующих Православной (истинной, соборной) Церкви. Им выделяются внутреннее единство — единство духа и внешнее — единство в таинствах, которые не противопоставляются и не отделяются, а сосуществуют друг с другом. Причем первый тип, проявляющийся в достижении внутренней церковной святости, представляет собой сущность веры, в то время как второй тип есть осознанное проявление веры и единства. Хомяков преодолевает католическую (для спасения необходимы дела) и протестантскую (для спасения необходима вера) богословские крайности и тем самым указывает на недопустимость дихотомии как таковой для православного вероучения. «Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но ещё нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел».
В браке с Екатериной Михайловной Языковой родилось девять детей: