Клод Дебюсси
Achille-Claude Debussy

Французский композитор. Дирижер. Пианист. Ведущий представитель музыкального импрессионизма. Создал множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений.


Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в городе Сен-Жермен-ан-Ле, Франция. В юности на будущего композитора оказало воздействие русская музыка, а также французская символистская поэзия и импрессионистская живопись. Дебюсси воплотил в музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

Первые уроки фортепиано начал брать еще в 1870 году, а в десятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где помимо игры на инструменте также обучался в классе гармонии и аккомпанемента и композиции. Тогда же Дебюсси начал сочинять свои первые произведения.

Манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна», в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий композитора: опера «Пеллеас и Мелизанда», по драме Мориса Метерлинка, в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки данного произведения обнаруживаются в операх Джакомо Пуччини, Бела Бартока, Франсиса Пуленка, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева.

Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены три симфонических эскиза «Море», самого крупного симфонического сочинения музыканта. Автор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую палитру, создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

Всего за свою жизнь композитор создал множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений. Дебюсси является признанным главой и ярчайшим представителем музыкального импрессионизма. В своем творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов, лирическая опера и романс. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров XX века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

В 1908 году Дебюсси поставили диагноз: колоректальный рак, ставший причиной смерти композитора, который десять лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915 году врачи прооперировали Клода, но результатом явилось лишь временное улучшение. В последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года. В начале 1918 года Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало.

Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, в собственном доме на авеню Фош. События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перезахоронили на кладбище Пасси.

Сочинения Клода Дебюсси

Сочинения Клода Дебюсси

Оперы

Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)

Балеты

Камма (1910-1912)
Игры (1912-1913)
Ящик с игрушками (1913)

Сочинения для оркестра

Симфония (1880-1881)
Сюита «Триумф Вакха» (1882)
Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)
Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)
Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891-1894). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1895 г.
«Ноктюрны» - программное симфоническое произведение, включающее в себя 3 пьесы: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897-1899)
Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)
«Море», три симфонических эскиза (1903-1905). Имеется также авторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.
Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1904 г.
«Образы» (1905-1912)

Камерная музыка

Фортепианное трио (1880)
Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
Струнный квартет (1893)
Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
«Сиринга» для флейты соло (1913)
Шесть сонат для разных инструментов, неоконченный цикл в который входят:
Соната для виолончели и фортепиано (1915)
Соната для флейты, арфы и альта (1915)
Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

«Цыганский танец» (1880)
Две арабески (около 1890)
Мазурка (около 1890)
«Грезы» (около 1890)
«Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)
«Романтический вальс» (около 1890)
Ноктюрн (1892)
«Образы», три пьесы (1894)
Вальс (1894; ноты утрачены)
Сюита «Для фортепиано» (1894-1901)
«Образы», 1-я серия пьес (1901-1905)
I. Reflet dans l’eau // Отражения в воде
II. Hommage а Rameau // Посвящение Рамо
III.Mouvement // Движение
Сюита «Эстампы» (1903)
Пагоды
Вечер в Гренаде
Сады под дождем
«Остров радости» (1903-1904)
«Маски» (1903-1904)
Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Черт на колокольне»)
Сюита «Детский уголок» (1906-1908)
Doctor Gradus ad Parnassum // Доктор «Gradus ad Parnassum» или Доктор «Путь к Парнасу». Заглавие связано со знаменитым циклом этюдов Клементи - систематическими упражнениями для достижения вершин исполнительского мастерства.
Колыбельная слона
Серенада кукле
Снег танцует
Маленький пастух
Кукольный кэк-уок
«Образы», 2-я серия пьес (1907)
Cloches à travers les feuilles //Колокольный звон сквозь листву
Et la lune descend sur le temple qui fut //Развалины храма при свете луны
Poissons d`or // Золотые рыбки
«Hommage a Haydn» (1909)
Прелюдии. Тетрадь 1 (1910)
Danseuses de Delphes // Дельфийские танцовщицы
Voiles // Паруса
Le vent dans la plaine // Ветер на равнине
Les sons et les parfums tournent dans l’air du soir // Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе
Les collines d’Anacapri // Холмы Анакапри
Des pas sur la neige // Шаги на снегу
Ce qu’a vu le vent de l’ouest // Что видел западный ветер
La fille aux cheveux de lin // Девушка с волосами цвета льна
La sérénade interrompue // Прерванная серенада
La cathédrale engloutie // Затонувший собор
La danse de Puck // Танец Пека
Minstrels // Менестрели
«Более, чем медленный (вальс)» (1910)
Прелюдии. Тетрадь 2 (1911-1913)
Brouillards // Туманы
Feuilles mortes // Мертвые листья
La puerta del vino // Ворота Альгамбры
Les fées sont d’exquises danseuses // Феи - прелестные танцовщицы
Bruyères // Вереск
General Levine - eccentric // Генерал Левайн (Лявин) - эксцентрик
La Terrasse des audiences du clair de lune // Терраса свиданий при лунном свете (Терраса, освещенная лунным светом)
Ondine // Ундина
Hommage а S.Pickwick Esq. P.P.M.P.C. // Дань почтения С. Пиквику, эсквайру
Canope // Канопа
Les tierces alternées // Чередующиеся терции
Feux d’artifice // Фейерверк
Героическая колыбельная (1914)
Элегия (1915)
Этюды, две тетради (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

Andante (1881; не опубл.)
Дивертисмент (1884)
Маленькая сюита (1886-1889)
Шесть античных эпиграфов (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2 фортепиано

Черное и белое, три пьесы (1915)

Сочинения для голоса и фортепиано

Chansons de Bilitis / Песни Билитис
La flûte de Pan / Флейта Пана
La chevelure / Волосы
Le tombeau des naïades / Гробница наяд
Fêtes galantes I / Галантные празднества
En sourdine / Под сурдину
Fantoches / Марионетки
Clair de lune / Лунный свет
Chansons de France / Песни Франции
Le temps a laissié son manteau (рондель 1)
La grotte / Грот
Pour ce que plaisance est morte (рондель 2)
3 poèmes de Mallarmé / 3 стихотворения Малларме
Soupir / Вздох
Placet futile / Ничтожная просьба
Éventail / Веер
Proses lyriques / Лирические прозы
De rêve
De grève
De fleurs
De soir
Ariettes oubliées / Забытые ариетты
C’est l’extase / Это экстаз…
Il pleure dans mon coeur / Плачет сердце мое
L’ombre des arbres / Деревьев тень
Chevaux de bois / Деревянные лошадки
Green / Зелень
Spleen / Сплин

Прочие сочинения

Блудный сын (L′enfant prodigue). Кантата для сопрано, баритона, тенора и оркестра (1884)
Блаженная дева (La damoiselle élue). Кантата для солистов, хора и оркестра (1889)
Мученичество св. Себастьяна (Le martyre de saint Sébastien), музыка к драме («мистерии») Г. д’Аннунцио (1911)

Обработки чужих произведений

Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)
«Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2 фортепиано (1889)
Вторая симфония К. Сен-Санса для 2 фортепиано (1890)
Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2 фортепиано (1890)
«Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2 фортепиано (1891)

Наброски, утерянные работы, замыслы

Опера «Родриго и Химена» (1890-1893; не завершена). Реконструирована Ричардом Лэнгхемом Смитом и Эдисоном Денисовым (1993)
Опера «Черт на колокольне» (1902-1912?; наброски). Реконструирована Робертом Орледжем (премьера - в 2012)
Опера «Падение дома Ашеров» (1908-1917; не завершена). Имеется несколько реконструкций, в том числе Хуана Альенде-Блина (1977), Роберта Орледжа (2004)
Опера «Преступления любви (Галантные празднества)» (1913-1915; наброски)
Опера «Саламбо» (1886)
Музыка к спектаклю «Свадьбы Сатаны» (1892)
Опера «Эдип в Колоне» (1894)
Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894-1896)
Балет «Дафнис и Хлоя» (1895-1897)
Балет «Афродита» (1896-1897)
Балет «Орфей» (около 1900)
Опера «Как вам это понравится» (1902-1904)
Лирическая трагедия «Дионис» (1904)
Опера «История Тристана» (1907-1909)
Опера «Сиддхартха» (1907-1910)
Опера «Орестея» (1909)
Балет «Маски и бергамаски» (1910)
Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)
Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (1915)

Память о Клоде Дебюсси

Память о Клоде Дебюсси

В честь композитора назван астероид (4492) Дебюсси.

Изображен на французской банкноте в 20 франков 1997 года.

Семья Клода Дебюсси

Семья Клода Дебюсси

Отец - Мануэль-Ахилл Дебюсси.
Мать - Викторина Манури.

Первая жена - Мари-Розали Текстье;

Вторая жена - Эмма;
Дочь - Шушу.

25.03.2019
Связанные новости и события
  • 30.10.2019
    30 октября 2019
    Стартовал первый Международный московский фестиваль «Зарядье»
    В Москве, 30 октября 2019 года стартовал первый Международный фестиваль «Зарядье». Среди участников мероприятия были лауреаты Международного конкурса имени П.И. Чайковского разных лет, ведущие солисты оперной труппы, хор, Страдивари-ансамбль, а также Симфонический оркестр Мариинского театра. Площадкой фестиваля стали Большой и Малый залы Московского концертного зала «Зарядье».
  • Французский Композитор
  • Дирижер
  • Пианист

Родился: 22 августа 1862 года (161 год назад)
Умер: 25 марта 1918 года (106 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.