Древний мыслитель и философ Китая.
Конфуций родился около 551 года до нашей эры в уезде Цюйфу, Китай. Являлся потомком знатного рода Кун. После смерти отца, мать Янь Чжэнцзай, которую невзлюбили старшие жены, покинула дом мужа и перебралась с ребенком поближе к родным. Философу с детства пришлось познать лишения. Мать внушала, что он должен быть достойным продолжателем рода. Хоть маленькая семья жила в бедности, мальчик усердно трудился, осваивая знания, необходимые аристократу Китая.
В возрасте двадцати лет Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров в клане Цзи царства Лу, а затем чиновником, отвечающим за скот. Юноша жил в эпоху заката империи Чжоу. Император постепенно утрачивал власть, отдавая на откуп правителям отдельных княжеств. Патриархальное устройство пришло в упадок. Междоусобные войны привели народ к обнищанию.
В 528 году до н. э. умерла мать Конфуция. Следуя традиции траура по родственнику, философ ушел в трехлетнюю отставку. Освободившееся время посвятил глубокому изучению истории Китая. Во время знакомства с источниками в его голове рождается образ идеального государства, в котором правитель мудр и справедлив, воины честны и отважны, крестьяне трудолюбивы, а женщины преданы своим мужьям. Создать такое общество возможно на основе возвращения к забытым порядкам. Знакомясь с историей страны, философ уделял большое внимание ее традициям и обычаям, постепенно превратившись в их глубокого знатока.
Затем в возрасте сорока четырех лет Конфуций назначен на пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время являлся начальником судебной службы. С высоты поста взывал ко власть имущим наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях - «объяснять людям их обязанности и учить». Еще некоторое время проработал чиновником нескольких княжеств. Но невозможность смирения с новой политикой государства заставила подать в отставку. Начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение.
Порочность чиновников, непрекращающиеся междоусобные войны, слабость правителей и другие видимые признаки кризиса общества и государства навели ученого на мысль о создании новой моральной философии, основывающейся на первоначальном добре, которое есть у каждого человека. Определенный прототип правильного общественного устройства видел в добропорядочных семейных традициях, базирующихся на почитании старших младшими, сыновнем долге и верности перед своими предками. Так, и мудрый правитель, по мнению Конфуция, должен воспитывать у своих подданных почитание морального закона, прибегая к силе только в крайних случаях. Отношения в государстве необходимо выстраивать подобно семейным, где каждый знает свое место.
Философ не разделял знание и добродетель, в связи с чем человеческую жизнь рассматривал как часть своего учения. Его система взглядов не была обособлена от общества, а тесно с ним переплетена. Рассуждая о роли государства, мудрец говорил о том, что оно непременно должно добиваться доверия народа. Поможет в этом образованный и нравственно достойный правитель.
В возрасте шестидесяти лет Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не покидал до смерти. Остаток своей жизни провел с учениками, работая над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и другими фолиантами китайской философии. Из классического наследия самого философа достоверно установлена подлинность лишь одной - «Весна и Осень».
Умер Конфуций в 479 году до н.э. Перед смертью впал в семидневный сон.
Философия строится на пяти главных качествах, присущих праведному человеку: уважение, справедливость, ритуал, мудрость, благопристойность.
«Жэнь» - «уважение», «великодушие», «доброта», основополагающая категория в китайской философии. Это главная из пяти благодетелей, которыми должен обладать человек. «Жэнь» включает в себя три главные составляющие: любовь и сострадание к людям, правильное отношение двух людей между собой, отношение человека к окружающему миру, в том числе - к неодушевленным предметам. Человек, постигший «Жэнь», пребывает в равновесии с окружающим миром, выполняя «золотое правило морали»: «не навязывать другому то, чего не желаешь себе». Символ «Жэнь» - дерево.
«И» - «справедливость». Человек, следующий «И», делает это не из эгоистических побуждений, а потому что путь «И» - единственно верный. Он основан на взаимности: родители тебя вырастили, а ты в благодарность их почитаешь. «И» уравновешивает «Жэнь», давая человеку твердость в противоборстве эгоизму. Благородный человек ищет справедливости. Символ «И» - металл.
«Ли» - «ритуал», означает «благопристойность», «этику», «церемонии». В это понятие китайский философ вложил возможность благодаря ритуалам поведения сглаживать конфликты, мешающие состоянию мирового единства. Человек, овладевший «Ли», не только почитает старших, но и понимает их роль в обществе. Символ «Ли» - огонь.
«Чжи» - «мудрость». «Чжи» - качество благородного человека. «Здравый смысл» отличает человека от животного, «Чжи» освобождает от сомнений, не давая волю упрямству. Борется с глупостью. Символ в конфуцианстве - вода.
«Синь» - «благонадежность». Благонадежным считается тот, кто чувствует добро. Другое значение - добросовестность и непринужденность. «Синь» уравновешивает «ритуал», предупреждая неискренность. «Синь» соответствует Земле.
«Беседы и суждения»
«Великое учение»
«Книга о середине»
«Конфуций о любви»
«Луньюй. Изречения»
«Конфуций. Уроки мудрости»
«Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов»
«Конфуций о бизнесе»
В городе Цюйфу на месте дома древнего мыслителя построен храм. В 1994 году ЮНЕСКО занесла храмовый комплекс, дом Конфуция и лес вокруг него в «Список объектов мирового культурного наследия».
Пекинский храм Конфуция. Открыт с 1302 года.
Через год после смерти Конфуция в Китае начались торжества памяти великого философа. Памятные мероприятия в Поднебесной возобновились в 1984 году, тогда же - Международный фестиваль конфуцианской культуры.
В Китае проводятся конгрессы на тему конфуцианства. За достижение успехов в образовательной сфере награждают премией имени Конфуция.
С 2004 года в мире открываются «Институты Конфуция». Идея создания - популяризация китайской культуры и языка.
В 2010 году в прокат вышел фильм-биография «Конфуций». Главную роль исполнил Чоу Юньфатом.
Отец - Шулян Хэ, военный
Мать - Янь Чжэнцзай
Жена - Кикоан Ши, девушка из знатного рода
Сын - Ли, больше известный, как Бо-Юй
Дочь