Французский скульптор. Один из главных основателей стиля абстрактной скульптуры. Ярчайший представитель парижской школы, имеющий мировое имя в авангардном искусстве XX века. Автор работ «Поцелуй», «Птица в пространстве», «Портрет княгини Бибеску», «Бесконечная колонна».
Константин Бранкузи родился 19 февраля 1876 года в селе Хобица, Румыния. Рос в патриархальной крестьянской семье среди пяти братьев. Едва окончив начальную школу, ради пополнения скудного семейного заработка нанялся посыльным к купцу-гончару, торговавшему бочками и скобяным товаром. Именно в эти годы в свободное время начал понемногу вырезать перочинным ножиком фигурки из дерева и учиться лепить из глины. Благодаря счастливой случайности, ему удалось поступить и даже закончить художественную школу в Крайове. Затем ушел в Бухарест, где с 1898 по 1902 год брал уроки в Школе изящных искусств.
В двадцать пять лет, доведенный до отчаяния нищетой, отсутствием интереса к своему творчеству и особенно грубыми нравами соотечественников, Бранкузи вынужден покинуть родину. В 1902 году, как настоящий крестьянский сын, уходит пешком с одной котомкой за плечами сначала в Мюнхен, а спустя еще два года - в Париж, где снова поступает в Школу изящных искусств. Два месяца являлся ассистентом в мастерской Родена.
Значительную часть жизни Константин Бранкузи жил и работал в Париже, где и получил всемирную известность. Однако за все тридцать пять лет пребывания в Париже так полностью и не ассимилировался. Неизменно поддерживал своих соотечественников, давал им работу, общался с ними и всячески помогал им устроиться. Широкий круг его друзей и приятелей состоял из множества художников-авангардистов, а также музыкантов, скульпторов и всяких прочих приятных ему людей румынского происхождения.
В 1913 году, пять скульптур Бранкузи выставились на Armory Show в Нью-Йорке. Альфред Стиглиц устроил первую персональную выставку скульптора в своей галерее «291» в Нью-Йорке в 1914 году. Константин никогда не являлся участником каких-либо движений в искусстве, кроме его сотрудничества с Франсисом Пикабиа, Тристаном Тцара, и многими другими дадаистами в начале 1920-х годов.
Отдельное очень важное место в жизни и творчестве Бранкузи французского периода занимал композитор-авангардист Эрик Сати, дружба с которым помогла скульптору окончательно освоиться во Франции и в значительной степени изменила его мироощущение.
Константин Бранкузи использовал выразительность текучих стилизованных контуров, целостных объемов, фактуры материалов для создания обобщенно-символических образов, усиливая со временем лаконизм и геометрическую отвлеченность форм. Скандальную популярность получила его «обсценная скульптура» 1916 года «Портрет княгини Бибеску»: при взгляде издалека бюст молодой женщины по форме в целом идеально напоминал мужской фаллос. Несколько раз эта скульптура подвергалась аресту со стороны Министерства Культуры Франции, а сам скульптор - судебному преследованию «за аморальность».
В ряде работ Бранкузи выступил одним из родоначальников абстракционизма в европейской скульптуре. В центральных произведениях - мемориальном архитектурно-скульптурном комплексе на улице Героев в городе Тыргу-Жиу, «Стол молчания», «Врата поцелуя» - достиг лапидарной простоты форм, используя традиции румынского народного искусства.
Перед самым началом войны с нацистской Германией Константин Бранкузи переселился из Парижа в США, поначалу - в Нью-Йорк, где был уже очень давно известен.
За год до смерти, в 1956 году, Бранкузи завещал свою студию со всем ее содержимым Французской Республике с условием последующей ее музеефикации.
Константин Бранкузи умер 16 марта 1957 года в возрасте восьмидесяти одного года. Похоронен на парижском кладбище Монпарнас.
Работы Константина Бранкузи
«Поцелуй»
«Прометей»
серия «Птица в пространстве»
«Портрет княгини Бибеску»
«Бесконечная колонна»
«Стол молчания»
«Врата поцелуя»
«Портрет принцессы Мари Бонапарт»
«Рождение»
«Бюст мальчика»
«Голова спящего ребенка»
Память о Константине Бранкузи
В 1962 году дизайнер Георг Олден использовал «Птицу в пространстве» Бранкузи как источник вдохновения для создания наградной статуэтки премии рекламной индустрии «Клио»
Студия Бранкузи, музеефицированная при центре Помпиду, вдохновила шведского архитектора Класа Анхельма при постройке одного из крупнейших в Европе выставочных залов современного искусства Кунстхалле Мальме, открытого в 1975 году
Google отметил 135-й день рождения художника дудлом, состоящим из семи его работ
В 2015 году парламент Румынии объявил 19 февраля «Днем Бранкузи»
В художественной культуре
В сборнике коротких рассказов Роберта Макалмона «Distinguished Airs» (1925), сюжет одного из них вращается вокруг выставки работы «Принцесса Х». В 1930 году художник-акварелист Чарльз Демут написал работу «Distinguished Airs», основываясь на этой истории
В романе Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед» Энтони Бланш, рассказывая историю Чарльза Райдера, отмечает, что «у него есть две скульптуры Бранкузи и несколько красивых вещей».
В фильме «Короткое замыкание 2» (1988) человек, проходящий по уличной выставке, предполагает, что стационарный робот Джонни 5, который также восхищается выставкой, является «ранним Бранкузи».
В научно-фантастическом сериале «Вспомнить все 2070» (1999) в одном эпизоде («Астральные проекции») был показан артефакт под названием «Камень Бранкузи», потому что он похож на одну из скульптур Бранкузи.
В фильме «Миссия на Марс» (2000) «Лицо на Марсе» смоделировано по мотивам скульптуры Бранкузи «Спящая муза».