Кулешов Лев Владимирович

Российский кинорежиссер. Народный артист России. Заслуженный деятель искусств. Один из основоположников отечественного кино. Выступал за профессиональный подход к кино. Автор книги «Основы кинорежиссуры», служившей пособием для советских и зарубежных режиссеров.


Лев Кулешов родился 13 января 1899 года в городе Тамбов. Мальчик вырос в семье разоренного помещика. Его мать до замужества работала учительницей, а отец являлся выпускником московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В раннем детстве его со старшим братом Борисом помогала воспитывать няня.

Среднее образование Кулешов получил в Тамбовском реальном училище. Его брат учился и работал на московской электростанции, члены семьи приезжали к нему погостить. В Москве будущий кинорежиссер побывал в цирке, в Большом и Художественном театрах, Оружейной палате. Больше всего запало в душу богатое, пышное, праздничное, нередко монументальное искусство художников-декораторов: Константина Коровина и Александра Головина.

После смерти отца Кулешов переехал в Москву, чтобы поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. Брат устроил его в студию учиться рисунку. У художника Ивана Смирнова, юноша стал любимым учеником. Педагог учил его основам композиции и пониманию формы, работе с освещением и колористике. После школы с легкостью поступил в училище, но учебу не закончил.

В 1916 году Кулешов устроился на кинофабрику «А. Ханжонков и К°». Спустя год уже опубликовал в журнале «Вестник кинематографии» свою первую, научную статью о роли художника в кино. В киностудии Александра Ханжонкова познакомился с режиссером Евгением Бауэром и изготовил декорации для его картин «Тереза Ракен», «Король Парижа», «За счастье». Бауэр уговорил Кулешова сняться в нескольких фильмах. Его дебютом стала роль французского поэта в групповке фильма «Король Парижа». В картине «За счастье» сыграл влюбленного художника.

В те годы Бауэр подходил к работе над фильмами иначе, чем другие режиссеры. Режиссер предпочитал пышные декорации, тщательно выстраивал композицию кадра, снимал крупные планы, использовал необычные ракурсы и художественные приемы. У Бауэра имелся опыт работы в театре: перед съемками тщательно продумывал мизансцены и репетировал с актерами. Этот подход Бауэра к работе над фильмом восхищал Льва Кулешова.

Другие картины того времени, по его мнению, снимались «цинично и антихудожественно». Некоторые постановщики прогоняли сцены без репетиций, под диктовку: режиссеры непрерывно подсказывали актерам, что нужно делать в кадре. Декоратор сам мечтал ставить картины: живые, динамичные, острые. Он хотел стать режиссером нового кинематографа.

Кулешову конечно же было трудно добиться самостоятельной постановки, так как многие не верили, что художник может быть режиссером. В 1917 году Лев Владимирович стал сорежиссером фильма «Сумерки», вместе с Андреем Громовым. Через год руководство студии «А. Ханжонков и Ко» предложило молодому режиссеру снять фильм о двух конкурирующих электростанциях.

Сценарий к картине предложил брат Льва Кулешова, в то время работник «Общества электрического освещения». Съемки были натурными, не в павильоне, что для кинематографа того времени являлось ново и непривычно. В «Проекте инженера Прайта» зрители увидели электросеть и электростанцию, трансформаторное помещение и процесс добычи гидроторфа.

В 1919 году Лев Кулешов снял свою следующую работу в соавторстве с Витольдом Полонским: фильм «Песнь любви недопетая». В годы Гражданской войны возглавлял секцию хроники и перемонтажа во Всероссийском фото- и киноотделе Народного комиссариата просвещения. Мастер руководил документальными съемками на полях сражений. В эти годы Кулешов увлекался монтажными экспериментами: комбинируя кадры, привносил в отснятые сцены дополнительные смыслы и эмоциональность. Режиссер учил операторов работать так, чтобы учитывать будущий монтаж в процессе съемки.

Режиссер узнал, что в 1919 году в Москве организовали первую в мире Государственную школу кинематографии: Всероссийский Государственный Институт Кинематографии. Вернувшись с фронта, Кулешов и другие работники хроники стали посещать школу в качестве слушателей. Однажды он встретил студентов, которые не сдали экзамен, и предложил им вместе прорепетировать этюды для переэкзаменовки. Лев Владимирович предложил построить сцены на движении, действии, борьбе, что отличалось от традиционных «томлений и вздохов», традиционных для школы кинематографии. Все студенты сразу же получили отличные оценки.

Узнав о таком учителе, его пригласили преподавателем в данный вуз и с этого времени параллельно со съемками Кулешов занимался и педагогической деятельностью. Среди учеников Кулешова можно выделить: Всеволода Пудовкина, Бориса Барнета, Виктора Георгиева, Михаила Ромма, Леонида Махнача, Сергея Комарова. Одна из учениц, Александра Хохлова, дочь Сергея Боткина и внучка Павла Третьякова, позже стала женой режиссера.

Помимо педагогической работы, Кулешов продолжал снимать. В 1920-30-е годы стал автором двенадцати картин, среди них «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «По закону», «Великий утешитель». Во многих его фильмах снималась и Александра Хохлова.

Лев Кулешов выступал автором исследований по теории и практике киноискусства. В 1929 году опубликовал книгу «Искусство кино». Кинематографист описал свои открытия в области монтажа, которые впоследствии назвали его именем: «эффект Кулешова», «географический эксперимент Кулешова». Спустя десятки лет после выхода книги американский режиссер Альфред Хичкок сказал об «эффекте Кулешова»: «Это - настоящее искусство создания идей».

В 1941 году Лев Кулешов написал книгу-учебник «Основы кинорежиссуры», переведенную на многие языки. Начинающие кинематографисты использовали ее как «азбуку практики и теории режиссерской работы». За «Основы кинорежиссуры» в 1946 году Кулешов получил ученую степень доктора наук. Последние годы жизни провел в Москве, писал учебные пособия, мемуары, сценарии.

Лев Владимирович Кулешов скончался 29 марта 1970 года в Москве. Похоронен Народный артист России и Заслуженный деятель искусств на Новодевичьем кладбище столицы.

Награды и Признание Льва Кулешова

Награды и Признание Льва Кулешова

Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени (14.04.1944)
Заслуженный деятель искусств России (1935)
Профессор (1939), доктор искусствоведения (1946)
Народный артист РСФСР (1969)

Творчество Льва Кулешова

Творчество Льва Кулешова

Режиссерские работы

1917 - Сумерки (совместно с А. Громовым)
1918 - Проект инженера Прайта
1919 - Песнь любви недопетая
1920 - На красном фронте
1924 - Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
1925 - Луч смерти
1926 - По закону
1927 - Ваша знакомая
1928 - Веселая канарейка
1929 - Два-Бульди-два
1931 - Сорок сердец
1932 - Горизонт
1933 - Великий утешитель
1934 - Кража зрения
1936 - Дохунда
1940 - Сибиряки
1941 - Случай в вулкане
1942 - Клятва Тимура
1943 - Мы с Урала (совместно с Александрой Хохловой)

Актерские работы

1917 - За счастьем - Энрико
1917 - Черная любовь
1920 - На красном фронте - житель прифронтовой полосы
1925 - Луч смерти - эпизод

Сценарии

1918 - Проект инженера Прайта
1920 - На красном фронте
1930 - Саша
1932 - Горизонт
1933 - Великий утешитель

Семья Льва Кулешова

Семья Льва Кулешова

Отец - Владимир Сергеевич Кулешов, художник.
Мать - Пелагея Шубина, учитель.

Жена - Александра Хохлова (1923-1970 гг.)

13.01.2018
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.