Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года в городе Тирасполь Херсонской губернии. Появился на свет в семье военного фельдшера. Детство провел в провинциальном Тирасполе.
В 1898 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Коровина и Серова. В училище Ларионов познакомился с правнучатой племянницей жены Пушкина Н.С. Гончаровой, которая вскоре стала его верной соратницей.
Ранний период творчества Ларионова отмечен импрессионистским подходом. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Таковы «Розовый куст», «Сад», «Рыбы при закате» (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на самых различных выставках, включая экспозицию осеннего салона-1906 в Париже.
В 1907 году Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство, русский лубок. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Он увлекается уличной культурой. Появляются его серии «Франты», «Парикмахеры», полотно «Хлеб», напоминающее вывеску булочной. Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.
В 1910 году Ларионов проявил себя как блестящий организатор, возглавив группу молодых московских художников. Он подготовил и провел выставки иконописных подлинников, лубка. На выставке «Мишень», где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы серии «Венеры» и «Времена года» (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. «Мишень» стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Здесь родился лучизм, заложивший начало абстрактного искусства. С 1912 года Ларионов много занимался графикой.
В 1914 году он участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен.
В 1915 году по приглашению Дягилева вместе с Н.С. Гончаровой присоединился к труппе «Русского балета», путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. В 1920-х годах он становится художественным советником Дягилева.
С 1919 года Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературным трудам.
Михаил Федорович Ларионов скончался 10 мая 1964 года в Фонтене-о-Роз, Франция.
Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:
В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар Третьяковской галерее.
В сентябре 2018 года в Новой Третьяковке открылась ретроспективная выставка Михаила Ларионова.
Иллюстрации и книжная графика
Активно работал с издательствами, в 1910-е годы исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912). Кроме того оформил следующие книги:
«Русские балеты» Дягилева
В других театрах
Кинематограф
Библиография
Его брат — Иван Фёдорович Ларионов (1884—1920), тоже был живописцем и графиком.
Его жена - Наталья Гончарова (1881-1962) — русская художница-авангардист, график, сценограф. Представительница лучизма.